Хоть Тимур и не Гарри Поттер…

Дети читать категорически не хотят. Это стало ясно давным-давно. Но непонятно, что с этим делать. Смириться?

6 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3635 (167) от 6 нояб. 2014

На днях жду лифт вместе с двумя школьницами-подростками. Одна из них вертит в руках книжку. Поглядывая на меня, читает: «Аркадий Гайдар. Тимур и его команда». Видимо, я должна была оценить, какой подвиг она совершила, сходив в библиотеку и взяв книгу про неизвестного нынешним мальчишкам и девчонкам Тимура (это не то что легендарный Гарри Поттер). Перелистав несколько страниц, юная читательница не может сдержать разочарования: «Что может быть интересного в книжке, где даже картинки нецветные? Но почему-то наша учителка решила, что мы обязаны ее прочитать. Весь урок нас в этом убеждала». Подружка: «Да наша то же самое два часа втирала. Думаешь, сколько человек прислушались? Один!».

Услышанный диалог я пересказала бывшей учительнице литературы, ныне пенсионерке, и поразилась ее реакции: «Лучше бы учителя не тратили время на пустые уговоры, а почитали классу самые интересные места. Пора признать, что зацикленные на компьютере и Интернете дети не будут ничего читать сами. Что вместе успеваешь пробежать на уроке – тем и довольствуешься».

А как же собственные внуки? Неужели тоже все непробиваемо? Знакомая горестно развела руками, расписываясь в бессилии: «Когда я разбивалась в лепешку, чтобы подготовить внука-старшеклассника к сочинению (оно вновь возвращается в школу) по поводу 200-летия со дня рождения Лермонтова, то добилась одного: заболело сердце. Проза ему до такой степени неинтересна, что невозможно заставить прочитать больше двух страниц, а стихи вызывают оторопь – он их просто не понимает. Вот я и решила: напишу сочинение сама и заставлю внука выучить наизусть – с памятью у него все в порядке. А какой еще выход?».

Можно, конечно, пенять на то, что классика не воспринимается детьми из-за устаревшей лексики. Но ведь у них в опале не только Пушкин и Лермонтов, но и современная литература. Может быть, упускаем что-то самое важное в раннем детстве, когда у ребенка только формируются духовные потребности? Все отдаем на волю случая и забываем, что культуру чтения надо прививать?

… Встретив снова ту самую девчонку у лифта, не поверила своим глазам – она на ходу читала Гайдара, только уже «На графских развалинах». Выяснилось: Тимур ей так понравился, что она попросила в библиотеке что-нибудь еще этого же автора.

Значит, может все-таки что-то пронять наших ребят и заставить выключить ноутбук и открыть книжку? Давайте попробуем поспособствовать этому.

Автор: Надежда БРАЖИНА