Пять минут славы Алексеева
Один из самых ярких фильмов в программе кинофестиваля «Пасифик Меридиан» – «Кино про Алексеева» – неоднозначно принимался зрителями. Те, кто шел в кино, мечтая увидеть нечто в стиле комедийных «Рассказов» – предыдущей ленты Михаила Сегала, были разочарованы. Те же, кто ждал ленты умной, даже ироничной и заставляющей оглянуться на свою жизнь, выходили из зала в полном восторге. Таких, кстати, было большинство.
– Вся история фильма, – говорит Михаил Сегал, – происходит в настоящем.Просто главному герою много лет и, обращаясь в фильме к каким-тоэпизодам его молодости, мы автоматически попадаем в 60-70-е. Был бы он гораздостарше, мы бы обратились к 40-м… Так что время, частично показанное на экране,отдельно как эпоха меня не интересует.
– Почему из всех актеров советской плеяды вы выбрали именно АлександраЗбруева?
– Ну, вообще-то не так многосегодня осталось известных советских актеров, любимых зрителями и вызывающихассоциации с идеалистическим поколением 60-70-х. Скажу честно, когда я писалсценарий, то держал в голове совсем другого актера. Но когда я показал емусценарий, он отказался от проекта. И мне пришлось менять видение, думать обАлександре Збруеве, перенастраиваться. Но в итоге все к лучшему, верно?
– В картине есть момент воссозданиясоветского прошлого, воссоздания реалий и эмоций СССР. Вы молоды, сложно ли вам было?
– Да, было сложно, особенно свизуальной точки зрения. Я опирался в этом смысле на фотографии, надокументальные кадры, но тут есть одно «но». Не так много изменилось. В США проще: покажешь всю улицу встарых авто – ясно, что это 70-е. Покажешь всех в шляпах – ага, 40-е… А у наслюди сегодня живут в тех же квартирах, в которых жили 30 лет назад. «Жигулей»полно ездит. И это сложно…
Если говорить об эмоциональнойсоставляющей, я не старался показать людей того времени «ясноглазыми-голубоглазыми»,полными светлых идей, такими романтиками, знаете ли. Старался, чтобы люди себявели по-человечески.
– В фильме несколько песен а-ля барды 70-х, но по-настоящемувпечатление производит только одна: «Мама, я дезертир»…
– Это было сделано специально.Песню написали мои друзья – композитор Филипп Шияновский, поэт Игорь Гольцов. Эта яркая песня,понимаете, она единственная по-настоящему стоящая в жизни героя, егоединственная удача. Все остальное, что он пел и писал, было так себе – небездарно, но и не гениально, никак, средне. А эта песня – его взлет… Вот потомуона и выделяется. Думаю, мы даже снимем – перед выходом фильма на большой экран – клип на эту песню.
– Как вы думаете, она сегодня особоактуальна?
– Фильм снимался год назад, ипесня тогда имела просто общечеловеческое звучание. Сегодня – остро-социальное.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ