За правами – в соседний город
Две недели назад, 11 августа, вступил в силу нормативный документ, очень важный для всех, кто хочет получить автомобильные права. Он дает примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств, которые утверждаются приказом министра образования. Это означает, что теперь автошколы будут работать по-новому.
Новые требования к учебнымавтодромам могут сильно сократить ряды автошкол во Владивостоке
В чем отличие?
В новых программах прописаны жесткие требования кматериально-технической базе автошкол: к учебным автомобилям, классам и дажеучебной площадке. Если раньше катались на узеньком и маленьком автодроме, тосейчас такого «удовольствия» больше не будет. Теперь площадка у всех автошколдолжна быть шикарная – минимум 24 сотки.
Ввели и новые формулы, которые определят пропускнуюспособность автошколы. Она зависит от количества и размеров классов исуществующего автопарка. Таким образом, одним росчерком пера законодателиотсекают разнообразные шарашкины конторы, штампующие за год тысячи водителей,не имея при этом и десятка учебных автомобилей.
Само обучение будет вестись модулями. Базовый, самыйобъемный блок длиной в 84 часа, при первичном обучении познают все. Данныймодуль включает основы безопасности дорожного движения, оказание первоймедицинской помощи, впервые будет вестись и психологическая подготовкаавтолюбителей.
В этом пункте выигрывают те, кто уже имеет заветныйводительский «пластик» и мечтает сделать на нем отметку об открытии новойкатегории. Теперь бывалому автомобилисту нужно будет отсидеть лишь курсыспециализированного блока, не изучая основную, базовую, теорию, как былораньше.
Кстати, мопедистам, заполняющим автомобильные трассы сприходом первых теплых деньков, тоже придется поработать серым веществом:теперь их обязали проходить 122-часовое обучение. Из этого времени 100 часовотводится на теорию, 18 часов – на практику и 4 часа – на экзамен.
Еще одно новшество относится скорее к дамочкам, которыхразличные манипуляции с механической коробкой передач вводили в панику. Теперьим можно вздохнуть спокойно: законодатели предусмотрели возможность обучения намашинах с «автоматикой». Сдав экзамен, эти люди получат в правах отметку «АТ»,которая даст им возможность управлять машиной соответствующей категории толькос автоматической трансмиссией. Однако на «коробку» им пересесть уже будетнельзя, да и время на обучение это несильно сократит. Всего лишь на два часа.
Вступили в переходный период
–Государство дало автошколам примерные программы обучения, которые те сейчасперерабатывают под себя, – объяснят заместитель председателя Приморской краевойорганизации «Всероссийское общество автомобилистов» Роман Кузнецов. – С 11августа все школы должны работать по новым программам, но это, как говорится,только на бумаге.
Насегодняшний день всем автошколам дано время до 29 августа – это срок подачипрограмм на согласование с ГИБДД. На следующем этапе сотрудники органовГосавтоинспекции будут проводить выездные проверки материально-технической базыавтошкол. До недавнего времени, чтобы получить лицензию, достаточно былопредставить документы – никто не проверял, есть ли автомобили, есть ли площадкадля обучения вождению, есть ли классы. Теперь только после проверки ГИБДДдолжна выдать заключение, на основе которого и может работать автошкола.
Однако,если одни автошколы закрыли свои двери для новых курсантов, то другиепродолжают принимать новичков и учить по новым, пусть еще несогласованным,правилам. В узких кругах говорят, что «утряска» всех юридических вопросов можетзатянуться: ГИБДД не может согласовать программы, потому как подчиняется МВД, ато, в свою очередь, не спустило ни одного документа с объяснениями, как должнывыглядеть рабочие планы.
Учить будут по-настоящему
–Программа направлена, конечно же, на усиление безопасности дорожного движения,– уверен Роман Кузнецов. – Курсанты теперь будут получать свидетельство опрофессии водителя. Однако новых преподавателей и инструкторов автошколы наниматьне будут, просто проведут переквалификацию имеющихся. Единственное исключение:некоторым школам, может быть, придется принимать на работу психолога либорасширять знания штатных медиков.
Смнением эксперта относительно положительного влияния новшеств на безопасностьдорожного движения согласен и директор негосударственного образовательногоучреждения «Центр по подготовке специалистов автомобильного транспорта»Владимир Головатюк:
–В советское время программа обучения водителей была рассчитана на 257 часов.Потом ее сократили до 100 часов общей теории, из них на изучение правилдорожного движения отвели всего 40 часов. За это время просто невозможноизучить ПДД, можно было только заучить билеты, чтобы сдать экзамен в ГАИ. Такоесокращение очень плохо повлияло на подготовленность кандидатов в водители креальным дорожным ситуациям.
Сейчасже добавили часы по теории, включили в них правила перевозки пассажиров,грузов, что актуально особенно в дачный сезон, когда люди перевозят различныедоски, железные балки и прочие негабаритные предметы, особо не закрепляя их.Что немаловажно, уделили внимание устройству автомобиля. Раньше ученики зналитолько, какая неисправность в машине, а как ее устранить и к чему это приведет,понятия не имели.
Площадка с полосой препятствий
В целом требования к автошколам возросли на 40 процентов.Мало того, что теперь школы должны закупить дополнительные стенды, плакаты,иметь свой сайт и еще выполнить множество рекомендаций, самое тревожное длявладельцев таких образовательных учреждений – обязанность иметь автодромопределенных размеров со специальным асфальтобетонным покрытием.
Роман Кузнецов выразил уверенность, что ряды приморскихавтошкол не поредеют:
– Во Владивостоке учебных заведений, обучающих водителей,достаточно, но мы не сидим, как говорится, друг у друга на голове. Большинствоиз них неплохо оснащено. Конечно, есть вариант, что кто-то выпадет из обоймы,но это маловероятно. По краю ситуация хуже. В Приморье действительно существуетряд автошкол, у которых нет своего автодрома. У них как раз и встанет вопрос,продолжать работать или закрыться.
Однако многие участники рынка настроены не так позитивно.
– Во Владивостоке невозможно найти кусок земли дляавтошколы, – сетует Владимир Головатюк. – Те участки, которые нам предлагают,для этих целей не годятся. К примеру, нам давали землю на склоне либо в лесу.Но мы не можем ее взять, потому как придется выложить очень большие деньги,чтобы выровнять участок или очистить его от деревьев. Мы посчитали: наблагоустройство автодрома придется потратить около 40-50 миллионов рублей. Этонеподъемные деньги для многих школ…
По словам эксперта, во Владивостоке нет ни однойавтошколы, которая бы имела площадку, полностью соответствующую новымтребованиям.
– В крае найти подходящий участок легче, – уверенВладимир Головатюк. – К примеру, у нашей автошколы есть филиал в поселкеХороль. Мы обратились к главе поселка с просьбой выделить нам территорию, и онбез проблем предложил нам на выбор несколько участков, причем уже имеющихасфальтобетонное покрытие, так как в Хороле находится несколько брошенныхвоинских частей. Таким образом, чтобы обустроить автодром, мы потратим максимум100 тысяч рублей. Понятия не имею, как разрешится эта проблема во Владивостоке.Сегодня в крае порядка 80 автошкол. Думаю, скорее всего, их ряды сильносократятся, может быть, нас будет ждать дефицит автошкол. Вполне возможно,сложится такая ситуация, когда учиться вождению жителям Владивостока придетсяездить в близлежащие города и поселки – туда, где будут автодромы.
Курсант платит за все
Как бы то ни было, в конечном счете все расходы, которыепонесет каждая из автошкол, лягут на плечи их учеников. По предварительнымподсчетам, стоимость обучения поднимется на 30 процентов. Сейчас цены наводительские права колеблются от 25 до 33 тысяч рублей, но скоро поднимутся до35-40 тысяч.
При этом законодатели обещают и соответствующиерезультаты. Сейчас с первого раза экзамен в ГИБДД сдают 60 процентов учеников.После прохождения курса обучения по новым программам это число должно вырасти внесколько раз.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА