В морском крае в море некому идти

Самыми востребованными специалистами в Приморье на сегодняшний день являются торговые моряки и рыбаки. И если капитанов, старших помощников, мастеров добычи, электромехаников, боцманов, поваров и дневальных, старших механиков и вторых механиков еще набирают для ухода судна в рейс, то с остальными специалистами просто беда.

11 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3569 (101) от 11 июль 2014

Морским организациям ирыбацким предприятиям требуются штурманы, третьи и четвертые механики,мотористы, матросы, плотники, газоэлектросварщики, рыбопереработчики,рефмеханики. Фирмы переманивают друг у друга опытных специалистов, привлекаюткадры из других регионов бывшего Советского Союза, особенно ценятсяпрофессионалы с Украины и из Прибалтики. Скоро дойдет до того, что начнутнанимать филиппинцев, индонезийцев, пакистанцев и индусов. Именно из этихазиатских стран все последние десятилетия берут рядовых матросов. Ведьцивилизованный мир уже давно столкнулся с проблемами, которые у нас возникли 10-15 лет назад. По данным компании «Annual Report»,только в торговом международном флоте в 2014 году дефицит комсостава насчитывал19 тысяч человек – штурманы вынуждены нести совмещенные вахты, а из-за усталости под угрозу поставлена безопасностьмореплавания. Особенно эта проблема чувствуется в секторе танкерного ирыбодобывающего флотов. В 2018 году дефицит штурманов, механиков, тралмастеровдостигнет уже 22 тысяч человек.

В Советском Союзе работа вморе была почетна и престижна, особенно на рейсах заграничного плавания. Во-первых, очень многих влекла на столь сложнуюработу морская романтика. Во-вторых, у советских людейза железным занавесом была возможность за государственный счет увидеть мир. В-третьих, можно было приобрести вещи, которые непродавались у нас на родине. Ну и, конечно, высокий по тем временам заработок врублях и валюте (или чеках Внешторгбанка).

Сейчас границы открыты, и мирможно увидеть в законный отпуск – были бы деньги. Романтика улетучилась.Зарплаты, по мнению рыбаков, не соответствуют условиям труда. Кроме того, нужноиметь отменное физическое и психическое здоровье для многомесячного проживанияна судне – на ограниченном пространстве и с одними и теми же людьми.

И тут проблему кадров долженрешать сам флот – по-другому не будет. Какрассказал корреспонденту «В» президент Ассоциации рыбопромышленных предприятийПриморья Георгий Мартынов, чтобы справиться с проблемой, необходимо в корнеизменить ситуацию с подготовкой специалистов. Судоводителям нужно заранеебеспокоиться об их подготовке: привлекать ребят уже с выпускных классов, учитьв вузах и училищах за свой счет, заключать договорные соглашения на дальнейшеетрудоустройство. И поднимать заработную плату из-за сложных условий работы.

Автор: Николай КУТЕНКИХ