Сын Олега Янковского исполнил волю отца
В нынешнем году отмечается 70-летие со дня рождения Олега Янковского. А главным событием на торжественной церемонии закрытия XIV фестиваля искусств «Черешневый лес» вот уже в пятый раз становится вручение премии имени этого выдающегося актера.
А помогли ему в этомдрузья актера и те, кто его хорошо знал
В нынешнем году оно проходилов театре «Ленком», где до последнего дня служил Олег Иванович. Даже будучисерьезно больным, он в последний раз поднялся на сцену, чтобы проститься сосвоими зрителями. После того как Янковского не стало, друзья и коллеги учредилипремию «Творческое открытие», которая носит имя великого и любимого миллионамизрителей артиста. Она ежегодно вручается выдающимся людям искусства, спорта и политики.
– Он был обаятельнейший,красивый, мудрый, тонкий, – вспоминает учредитель фестиваля «Черешневый лес»Михаил Куснирович. – Янковский влюблял в себя миллионы людей через экран итысячи людей – через мимолетные жизненные человеческие прикосновения. И тут жесторицей одаривал собой – своей улыбкой, взглядом, рукопожатием… А сегодняшнихлауреатов он одарит… черешней!
«Давайтенегромко…»
Гостей «Ленком» встречалмелодией из кинофильма «Обыкновенное чудо». И именитые персоны, попадая в фойе,начинали напевать: «Давайте негромко, давайте вполголоса…». На премию«Творческое открытие» пришел весь цвет российского театра и кино: ЛияАхеджакова, Валентин Гафт, Александр Збруев, Олег Табаков, Станислав Любшин,Валерий Тодоровский, Константин Хабенский, Александра Захарова… Этот славныйсписок можно было продолжать и продолжать.
– Мы счастливы, что сегодня унас собралось такое блистательное общество, – обратился к залу художественныйруководитель «Ленкома» Марк Захаров. – Весь наш коллектив благодарит судьбу зато, что нам был послан этот человек. Олег приехал к нам из Саратова, и он оченьбыстро вышел за пределы театра и стал национальным достоянием. Яблагодарен устроителям этогомероприятия, прежде всего – главному «лесничему» «Черешневого леса» МихаилуКуснировичу. Он – земное воплощение волшебника из «Обыкновенного чуда»:веселый, остроумный и прекрасный человек, которого с Олегом Янковским долгиегоды связывала дружба. Вместе они провели много мероприятий во имя нашейкультуры.
32 мая
Премию Олега Янковского нафестивале «Черешневый лес» традиционно вручают 32 мая. Такой даты в привычномнам календаре конечно же нет – ее выдумал барон Мюнхгаузен, которого Янковскийблестяще сыграл в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Этот персонажстал визитной карточкой Олега Ивановича. Его Мюнхгаузен в последних кадрахкартины прощается с нами, собираясь улететь на Луну…
– Представляю, как ОлегИванович сидит сейчас на облачке, свесив ноги, и улыбается, глядя на нас, –говорит с задумчивой улыбкой Михаил Куснирович. – Сегодня обещали сильныйдождь, а потом произошло «обыкновенное чудо» – выглянуло солнце. Так всегдабывает – вот уже пять лет подряд, сколько существует наша премия. Утромсобирается дождь, а потом Олег Иванович что-тотам колобродит – и на небе появляется солнце, а день наполняется радостью исветом. И при этом неважно, на какой день мы «назначаем» 32 мая!
Пятьлет без Янковского
В феврале нынешнего года ОлегЯнковский отметил бы 70-летие. Перед тем как вручить награды его имени,собравшимся показали фильм об актере, который снял сын – режиссер ФилиппЯнковский.
– Меня раздираютпротиворечивые чувства: пять лет назад на этой сцене я прощался с отцом, асейчас мне нужно найти в себе силы, чтобы говорить какие-то слова о нем, – сказал Филипп. – Мой отец былскромным человеком. В последние дни его жизни он мне сказал: «Филипп, я хочу,чтобы память обо мне осталась через мои фильмы». Я думал об этом все эти годы,и с друзьями отца мы решили создать картину в память о нем… Фильм получилсянемного грустный, и, может быть, он даже неуместен к такому торжественномувечеру, как сегодня. Но я вижу в зале людей, которые любили и любят отца икоторых он очень ценил. Думаю, этот фильм им будет интересен…
Семейныйальбом
В зале погас свет – и наэкране появился Олег Иванович, его родные, друзья… Для съемок этого фильмаФилипп впервые взял фотографии из семейного альбома.
– Это я, совсем маленький, сотцом у прудика, который находится на территории «Мосфильма», – рассказываетФилипп. – А это я жду его у волгоградского театра, куда папа ездил на гастроли.А вот он со своим братом Николаем…
– В жизни мой брат был оченьпростой, – рассказывает в фильме Николай Иванович. – Но когда он выходил насцену – я уже видел не его, а знаменитого актера…
Филипп с экрана показываетдругой снимок – на нем Олег Иванович запечатлен с любимыми внуками: Иваном иЛизой. Их ему подарила невестка – актриса Оксана Фандера.
– Когда я был маленьким, мы часто сидели с дедушкойвдвоем, – рассказывает Иван Янковский. –Он молчал, и я молчал. И в этом молчании нам вдвоем было хорошо. А еще я помню,что он забирал нас с Лизой на выходные, и мы вместе проводили время в музеях, вкино… Дед говорил, что сначала должна быть духовная жизнь, а развлечения –потом…
– Олежку мы все с его 42 летназывали дедом, – рассказывает вфильме друг актера Леонид Ярмольник. – И объяснение этому было простое: в этомвозрасте у него появился внук Ванька…
Приколисты
Друзья актера вспоминали оего особом чувстве юмора.
– Янковский и Абдулов оченьсимпатично общались и очень серьезно, – вспоминает Марк Захаров. – Янковскийиногда так заявлял Абдулову: «Я старше тебя намного, ты мне будешь мешать вкарьере, поэтому я буду стараться тебя из театра с помощью интриг как-то выжить…». И вот однажды прибегает ко мнезаплаканная дочь (актриса театра «Ленком» Александра Захарова. – Прим. авт.)и говорит: «Олег Иванович хочет Александра Гавриловича сжить со свету!» А яговорю ей: «Сашенька, не волнуйся – это они оттачивают свое комедийноемастерство…».
«Неуходи, поулыбайся…»
Удивительную историюрассказал Леонид Ярмольник:
– У меня есть необыкновеннаяфотография Олега Ивановича. Она висит у меня дома – в рамочке на стене. На нейесть надпись: «Леня, это самое дорогое, что я могу тебе подарить. ОлегЯнковский». В ее жизни есть что-то мистическое, и я наблюдаю за ней вот уженесколько лет. Фотографию сделали на съемках фильма «Тот самый Мюнхгаузен», гдеОлег Иванович был необыкновенно хорош – в белой старинной рубахе. Так вот, этафотография все светлеет и светлеет, уже почти слилась с фоном белая рубашка… Новсе еще видны глаза Олега. Я вижу, как он уходит…
– Когда я смотрю фильмы, в которых играет Янковский, ловлюсебя на мысли, что обращаюсь к нему с просьбой: «Не уходи, еще останься, ещепоулыбайся, еще прищурься…» – призналасьхудожественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек.
Черешнис автографом мастера
В заключительной части вечерасостоялось награждение лауреатов премии «Творческое открытие-2014». Победителямвручили статуэтки в форме черешни, сделанные из драгоценного муранского стеклаярко-красного цвета, на каждой из которой выгравированавтограф Олега Янковского и дата награждения – 32 мая 2014 года. В этот разлучшими из лучших стали актеры Данила Козловский, Виктор Сухоруков, АлександраЗахарова, Ингеборга Дапкунайте...
Наина Ельцина вручила«черешни» Валентину Гафту и Лие Ахеджаковой за их неподражаемый актерский дуэтв спектакле «Игра в джин» в театре «Современник».
– Когда я смотрела этупостановку, у меня было ощущение, что я сама провела время на летней веранде сэтими двумя людьми, – сказала Наина Иосифовна, поблагодарив любимых актеров заэту работу. А потом помянула и виновника торжества:
– Впервые Янковского яувидела в фильме «Полеты во сне и наяву». Меня поразило в нем все: как онкрасиво сидит, как владеет руками, ногами. Поразило его умное лицо – он вообщеможет молчать, а говорить одними глазами…
– Олег был элегантный,красивый, серьезный… Мне муж представил его так, как представляют любимуюженщину: «Это – Олег…» – улыбается вдова знаменитого итальянского режиссераТонино Гуэрры Лора.
А актер Виктор Сухоруков,отмеченный за свою роль в спектакле «Улыбнись нам, Господи!», получая премию,не скрывал своей радости:
– Похоже, эта награда и естьулыбка Бога! А может быть, Олег Иванович кому-тонезадолго до церемонии приснился и сказал: «Дайте же наконец премиюСухорукову!» И вот – его услышали!
«Счастливое»лицо
У Янковского были редкийартистический талант и необычайная внешность. И это сразу же ощущала имногомиллионная аудитория через телеэкран, и те, кому посчастливилось побыватьна спектаклях с участием Олега Ивановича, и его коллеги.
– У него был редкий дар играть, – признает Олег Меньшиков. –Надел береточку – и вот он герой из фильма «Влюблен по собственному желанию»,свитерок надел – «Полеты во сне и наяву». Вот это – его способность перетекатьв другой персонаж, в другую эпоху, в другое время… Причем я не думаю, что онсильно напрягался по этому поводу, и из-за этого у него все очень блистательнополучалось – он не рвал жил. То, как существует Янковский в кадре, мог делатьтолько он один…
– Он никогда не снимался врекламе, уже все наши знаменитые актеры снялись, а он нет, – говорит режиссерВалерий Тодоровский. – Я говорю ему: «Ну а что такого? Пойти сняться… Ну ктоможет стоить дороже Янковского?» А онмне: «Когда голод – да. Но когда голода нет – лучше я пропущу…» Он считал, чтото лицо, которым он обладал, должно участвовать только в художественныхпроизведениях.
Как замечает Марк Захаров, и вфильм к Андрею Тарковскому «Ностальгия», который в 1983 году был отмечен наКаннском кинофестивале, Янковский попал потому, что был похож на отцазнаменитого режиссера:
– Обладая таким «счастливымлицом», он напоминал и наших близких родственников, и мог быть и председателемколхоза, и царем Николаем Вторым. Он был похож на всех сразу…
Автор: Наталья КОЛОБОВА