Бунт белых лебедей

Официально постановкой «Лебединого озера» Приморский театр оперы и балета завершил сезон балетных премьер. Впереди только опера «Кармен», а там уже и новый сезон. Но что ни говори, а для большинства зрителей именно «Лебединое озеро» стало тем самым «настоящим балетом», точкой отсчета существования балетной труппы.

5 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3549 (81) от 5 июнь 2014
366e89be2b212e42eaa98b4a31686ee9.jpg

Знаменитый балет закончился во Владивостоке хеппи-эндом

Да, были на сцене и современный балет – «Четырнадцатая», иромантические одноактные, но – и тут обыватель суров и пристрастен –«настоящего балета» не было. Пока не появилось «Лебединое озеро». К этомубалету в нашей стране вообще отношение особое. Если в репертуаре театра оперы ибалета нет «Щелкунчика» и «Лебединого озера», то его и театром-то считать не станут. Чайковский –наше все.

– Конечно, – улыбается Айдар Ахметов, руководитель балетнойтруппы театра, – я никак не могу согласиться с тем, что до «Лебединого озера»на нашей сцене не было настоящего балета. Но с тем, что это произведениеЧайковского – более масштабная постановка, классика жанра, согласиться могу. Вкаждом уважающем себя театре оперы и балета должно быть «Лебединое озеро».Изначально, когда мы с Антоном Лубченко еще только готовились к работе воВладивостоке, «лебеди» уже были в наших планах. И вот мы их воплотили. Работанад балетом шла очень активно, и нам пришлось сделать постановку в сжатыесроки. По сути дела, репетировать, создавать декорации, работать над светом,шить костюмы – все это было в режиме «день и ночь». Перед премьерой рабочиевообще практически все время проводили в театре, артисты репетировали, не щадясебя. Декорации были сделаны за месяц, 150 костюмов сшиты за три недели – у насвсе в порядке с финансированием.

И большое спасибо известномурежиссеру, театральному художнику Георгию Юнгвальд-Хилькевичу, который взялся оформить спектакль и,несмотря на свои 86 лет, сделал все интересно и оперативно.

Взглянуть на декорации, нарезультат труда танцовщиков, хореографа, сценографов, мастеров по костюмампублика валом валила всю премьерную неделю. И в целом зритель остался доволен.

Балет действительно получилсяочень сказочным. Декорации красивые, монументальные, какие и хотелось видеть.Костюмы великолепны. Музыка – ну что говорить о музыке, если оркеструкомплектован (даже арфистка, которую 25 лет не могли найти для Тихоокеанскогосимфонического оркестра, здесь есть!) и играет на совесть.

И даже внесенные АйдаромАхметовым изменения в либретто не слишком испугали зрителя. А уж детей, коих,следует заметить, в театре было немало, эти изменения просто порадовали.Особенно в финале.

Как известно, в классическойинтерпретации Зигфрид и преданная им Одетта гибнут в волнах озера. Злой генийторжествует.

Айдар Мансурович же пошелдругим путем. Баронов Ротбартов у него в постановке было целых три – правда, неочень ясно, зачем их столько. И, тем не менее, даже при таком численномперевесе восторжествовать злым гениям не удалось. В финале спектакля лебединеожиданно поднимают бунт против замысла Ротбартов и топят их в озере вместе счерными лебедями. А Зигфрид и Одетта рука об руку идут в светлое будущее…Сказка завершается хеппи-эндом.

– Я не затронул своимиизменениями хореографию спектакля, – рассказал Айдар Мансуров. – Она осталаськлассической, такой, как ее придумал Лев Иванов. Но финал спектакля я изменил.Почему? Обычно в финалах как: или все умерли, или все счастливы. У меня же«Лебединое озеро» – сказка. Красивая, с хорошим концом. Можно было сделатьбанальное «Лебединое озеро» – повесить простые декорации, сделать малобюджетныйспектакль, просто скопировав постановку Большого или Мариинки. Но я считаю, чтоу нового театра должен быть свой спектакль, со своим лицом. Вот все у нас схудожником пошло от мысли, что это – сказка, мы раскрутили эту идею и сделалина ней акцент.

Неожиданный бунт лебедей иобретенное счастье главных героев не смутили зрителей. Не так уж много, будемчестны, у нас зрителей, которые видели классическую постановку балета вживую(если не брать в расчет печально знаменитый показ «Лебединого озера» в августе1991 года). Поэтому бисировали в финале спектакля зрители от души, в полномвосторге. Зигфриду (в разные дни его танцевали Артем Ячменников и ДжозефФиллипс), Одетте-Одиллии (эту партию исполнилиМария Семеняченко и Ирина Сапожникова) несли цветы, благодарили. Премьерадоказала: балетный зритель у нас есть! Были бы балеты.

А вот легкое недоумениеоставил, к сожалению, такой факт: когда после просмотра спектакля автор этихстрок зашел на сайт театра, чтобы увидеть, в каких еще партиях занят танцовщикСергей Аманбаев, великолепно исполнивший роль Шута и сорвавший восторженныеовации, то не обнаружил этой фамилии в списке актеров труппы. И не только этойфамилии. Вообще в списке балетной труппы значится так мало артистов, чтонепонятно, какими силами на сцену театра вышли 24 лебедя, например. Ивспомнились разного рода слухи, мол, для постановки привезли из московских-питерских театров более 20 человек и так далее.Верить в подобные вещи не хочется. Хочется думать, что балетная труппа нашеготеатра таки набрана и что обещанный в декабре 2014 года «Щелкунчик» будетпоставлен только и исключительно нашими силами. Неужто слабо?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ