Обреченный долгострой

О жилых домах, которые годами не сдаются в эксплуатацию, и о жертвах недобросовестных застройщиков мы не раз рассказывали на страницах нашей газеты. К сожалению, жилищный долгострой был и остается острой проблемой Приморья.

16 апр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3523 (55) от 16 апр. 2014
aab09cfbf7ea01c3ed7f72206a567b3b.jpg

Во Владивостоке дольщики жилищного кооператива «ЖСК-88» почти 20 лет ждут окончания строительства своего дома

По данным инспекции регионального строительного надзора иконтроля в области долевого строительства Приморского края, сегодня натерритории Владивостокского городского округа около 20 объектов незавершенногожилищного строительства. В этом черном списке и многоквартирный дом № 35 наулице Пихтовой в Первомайском районе.

Сколько можно контролировать?

Эту 10-этажную высотку можно смело зачислить врекордсмены долгостроя. Возведение ее первой очереди, состоящей из пяти крупнопанельныхблок-секций 97-й серии с тремяиндивидуальными кирпичными вставками, началось еще в 1983 году.

По словам местных старожилов,изначально строительством занималось Министерство обороны России. Но в конце 80-х годов военным урезали финансирование и недостроенныйдом был передан ВБТРФ. В свою очередь, рыбаки в 1993 году передали его жилищно-строительному кооперативу «ЖСК-88» во главе с председателем Юнсом Фатхутдиновым.

На тот момент ВБТРФ произвелпримерно 60 процентов плановых работ: была построена первая блок-секция и заложено семь фундаментов. Кроме того,кооператив получил всю проектно-сметную документацию,строительные материалы, которые хранились на стройплощадке, и строительнуютехнику.

На календаре апрель 2014 года,а большая часть жилого дома № 35 на улице Пихтовой пустует. Да и в техквартирах, что уже заселены, хозяева не рады крыше над головой. В домеотсутствуют лифты, нет горячей воды, и никогда ее не было. В холодное времягода многоквартирный жилой комплекс обогревается… от бойлера, работающего нажидком дизельном топливе. Агрегат установлен в подвале дома, что являетсягрубейшим нарушением Градостроительного кодекса РФ и СНиП II­-35­-76 «Котельныеустановки».

Кстати, опасное соседство сбойлерной уже сказалось. В начале февраля 2009 года кочегарка дважды горела из-­занесоблюдения истопником требований техники безопасности. От температурыобуглились полы в квартирах на первом этаже подъезда. Хорошо, что пожарныеприехали быстро.

Между тем согласно проекту домдолжен быть подключен к центральному отоплению к 31 декабря 1997 года, то естьк моменту окончания строительства его первой очереди. Как прописано вдоговорах, заключенных между ЖСК-­88 и пайщиками. На деле же кооператив невыполнил свои обязательства ни по лифтам, ни по горячей воде, ни поэлектричеству. Электроснабжение высотки до сих пор осуществляется по временномусиловому кабелю, который периодически горит из-заперегрузки: местные жители активно пользуются электротитанами. А что делать?Люди хотят пользоваться благами цивилизации.

И это еще не все проблемы, скоторыми ежедневно сталкиваются дольщики ЖСК-­88.

– Мы в этом доме живем 11 летбез прописки. Здесь все живут без прописки и без гражданских прав. Мы неголосуем, наши мамочки не получают детские пособия. Мы регулярно сдаем наличныеза свет, за холодную воду, за кабель председателю нашего кооператива. Но кудауходят деньги, непонятно. Нам никто об этом не говорит. Мы у него спрашивали,он только улыбается. Поэтому к нему лучше не подходить. Дочь обращалась вполицию и в прокуратуру по этому поводу, там говорят, что все знают. И что нашдом у них на контроле. Но сколько лет можно нас контролировать? Пусть властьхоть что-нибудь сделает или с нами, или с Фатхутдиновым. Мыхотим нормально жить! – возмущается пенсионерка Людмила Церро.

Объект арестован, земля продана

Заселение проблемной высоткиначалось в 2001 году с первого подъезда. По проекту в этом 8-подъездном доме должно быть 210 квартир, нореально гораздо больше. По распоряжению председателя ЖСК-88 Юнса Фатхутдинова несколько двухкомнатныхквартир перепланированы… в однокомнатные, естественно, с последующей продажей.Кроме того, над первой, второй и третьей кирпичными вставками, а также надтретьей панельной блок-секцией вырослинесанкционированные 11-й и 12-й этажи. Квартиры в этом самострое также проданы.Более того, господин Фатхутдинов умудрился продать квартиры № 215 и № 218на 12-м этаже пятой панельной блок-секции, которую строители возвели только довосьмого этажа. И вряд ли будут строить выше в ближайшее время. Еще в феврале2008 года Арбитражный суд Приморского края по заявлению департаментаградостроительства Приморского края приостановил деятельность ЖСК-88 по строительству данного объекта.

По расчетам инициативнойгруппы, созданной членами ЖСК-88, благодаря самостийнойперестройке квартир и этажей, а также перепродаже одних и тех же квартир разнымлюдям, число пайщиков в кооперативе перевалило за три сотни.

И на этом полет коммерческоймысли председателя ЖСК-88 не остановился. Весной2011 года он продал часть земельного участка, принадлежащего кооперативу, безсогласия с его членами. Общая площадь реализованной и якобы неиспользуемойтерритории – 6тысяч 255 квадратных метров.Притом что на этом участке находятся кирпичная вставка и панельная блок-секция дома № 35, правда, недостроенные. Тем неменее там уже живут несколько семей. Потому что больше негде.

Сегодня члены ЖСК-88 оспаривают в суде сделку с землей кооператива.Незаконность заочного собрания пайщиков по земельному вопросу они уже доказали.

Каждому свое

В декабре 2011 года комиссиядепартамента земельных отношений Приморского края проводила итоговую проверкумногоквартирного жилого дома № 35 на улице Пихтовой.

Вердикт ревизоров удручающий:данный объект капитального строительства признан не соответствующим требованиямтехнических регламентов и иных нормативных правовых актов. То есть дом не былсдан в эксплуатацию. Комиссия выявила 29 нарушений, допущенных застройщиком, изних 15 в части требований пожарной безопасности. Эти косяки до сих пор не устранены.Тогда же было установлено, что при строительстве данного дома государственныйстроительный надзор не осуществлялся. И его проект не проходил госэкспертизу.Более того, у дома № 35 на улице Пихтовой отсутствует проектная документация.Фактически эта высотка существует на территории Владивостока незаконно. Отсюдаотсутствие регистрации, а также иные проблемы у ее обитателей.

В то же время председатель ЖСК­-88делает вид, что ничего не происходит. Он невозмутимо собирает с жильцовкоммунальные и иные платежи, несогласованные с пайщиками, как того требуетустав кооператива. Тем же, кто не желает быть дойной коровой и не платит в знакпротеста против непрозрачности и, главное, бесполезности поборов, ЮнсСалахутдинович отключает электроэнергию. Чтобы жильцы знали, кто в доме хозяин!Так, в марте этого года он за долги обесточил квартиру № 25. Подачаэлектричества была восстановлена только после прихода полиции.

В разговоре с корреспондентом«В» председатель ЖСК-88 посетовал, что в 2013 годуна кооператив было подано 46 исков. И если учесть, что каждый иск требует неменьше трех заседаний, на которых он должен присутствовать, то у него неостается времени на работу. При этом он забыл добавить, что практически всеиски направлены в суды пайщиками кооператива, недовольными его «бурной»деятельностью. У каждого своя причина.

Неужели прижился?

Кстати, члены ЖСК­-88неоднократно обращались в правоохранительные органы с жалобами на финансовуюнечистоплотность своего председателя. В 2012 году представители кооперативавстречались по этому поводу с первым заместителем министра МВД РоссииАлександром Горовым, когда он приезжал во Владивосток. Их выслушали, проблемупоняли и обещали помочь. После чего ходоков принял мэр Владивостока ИгорьПушкарев. Он также поддержал пайщиков ЖСК­88 и для начала посоветовал сменитьруководство кооператива.

А почему бы и нет? Это конейна переправе не меняют, а на председателей ЖСК этот закон не распространяется.Тем более что у Юнса Фатхутдинова уже есть подобный опыт. В конце 2000-х годов он руководил ТСЖ «Рыбацкий», которыйстроил многоподъездный дом № 17 на улице Надибаидзе. И где его, мягко говоря,попросили покинуть помещение. После чего он возглавил ЖСК-106, который строил дом № 46а на улицеКарбышева. Но и там он долго не задержался «по просьбе трудящихся», а в ЖСК-88, как видим, прижился.

В свое время о скандальнойкарьере Юнса Фатхутдинова на кооперативном поприще писали местные СМИ. Напомнимлишь несколько эпизодов из его трудовой биографии. Так, в марте 2008 года емусветил реальный срок – 3,5 года за мошенничество с квартирой в дома № 46а наулице Карбышева. Он даже отсидел в СИЗО несколько месяцев, но был амнистирован.В январе 2012 года Первомайский районный суд признал Юнса Фатхутдиновавиновным в хищении денежных средств, выделенных из бюджета Приморского края, врамках реализации Государственной целевой программы обеспечения в 1996-1997 годах жильем военнослужащих и граждан,уволенных в запас или ушедших в отставку, а также членов их семей. Здесьпострадало унитарное государственное предприятие «Примстройзаказчик»,перечислившее деньги ЖСК­88 на строительство трех квартир. Жилье былопостроено, но передано иным лицам. И сейчас Юнс Салахутдинович выплачиваетПримстройзаказчику 8 млн 376 тысяч 656 рублей 39 копеек.

Как стало известно «В»,инициативная группа дольщиков ЖСК­88 намерена через суд отстранить от должностипредседателя своего кооператива. Если он не уходит по собственному желанию.Хотя закон не запрещает Юнсу Фатхутдинову возглавлять кооператив даже при всехего непростых взаимоотношениях с Уголовным кодексом.

«В» будет следить за развитиемситуации.

Автор: Сергей КОЖИН