Поезд к полету готов

«Летающий поезд» пока существует только на бумаге, но идею новосибирских ученых признали перспективной.

26 февр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3496 от 26 февр. 2014
fb5bf176faeb6b6a6506a03053a38783.jpg

Новый вид транспорта придумали в Новосибирске

Новый вид транспортаназывается аэроэстакадным, сообщили на rg.ru. Число пассажиров – до 200, скорость – до 600 км/ч.Эстакады в несколько раз дешевле обычных и располагаются над землей, для изготовленияподвижных модулей наряду с «летающим» металлом – алюминием – можно использоватьсовременные виды пластика.

В прессе уже появилисьрасчеты: в случае реализации проекта дорога из Академгородка в центр Новосибирска(30 км) будет занимать всего 3 минуты. Сейчас это 30 минут, а в часы пик более часа.

Сама идея не нова. В1950 - 60-е годы в СССР вовсю шли работы над созданием экранопланов и экранолетов.Одна из моделей прошла первое испытание в 1966 году. Американские разведчики, разглядевс воздуха стоящий на берегу Каспия летательный аппарат (тогда самый большой в мире!),назвали его Каспийским монстром. Но если советские эксперименты были ориентированына военные нужды, то во Франции примерно в то же время появился вполне мирный аэроэстакадныйпоезд, который двигался со скоростью свыше 400 км/ч. Однако после смерти де Голляпроект был закрыт, а конструктор Жан Бертен вскоре умер.

Действие этих чудес техникиосновано на экранном эффекте, замеченном еще в 1920­х: самолет на очень малой высоте,максимум метр-полтора, как бы «не хочет» садиться. Между ним и поверхностью земливозникает плотный слой воздуха, и чем ниже, тем он плотнее. При этом резко снижаетсярасход топлива. Сегодня, как считают ученые, есть все условия для развития идеи,которую пытались воплотить в 1960-­е: появились новые материалы и технологии, которыезначительно упрощают дело.

Современный российскийпроект аэроэстакадного транспорта – совместная разработка Сибирского НИИ авиацииим. Чаплыгина и Сибирского госуниверситета путей сообщения. Авторы – научный руководительСибНИА Алексей Серьезнов, много лет возглавлявший институт, и профессор СГУПС ВикторСоколов. Они утверждают, что аэроэстакадный транспорт не только решит проблему гигантскихроссийских расстояний (а в городах – дорожных пробок), но и даст мощный импульсэкономическому развитию страны: новые технологии, производства, рабочие места.

Правда, пока у проектанет финансирования. «Все делается на энтузиазме», – подчеркивает Виктор Соколов.При этом ученые получают предложения представить технологию на Западе или отдатьв Китай. Ясно, что для создания аэроэстакадного транспорта в России необходима господдержка– частный инвестор его просто-напросто не вывезет. И хорошо бы не опоздать, чтобыне пришлось запрыгивать в последний вагон.

Между тем в Японии, Китаеи других странах сегодня развивают другой уникальный вид транспорта – сверхскоростныепоезда, управляемые силой электромагнитного поля, или маглев (от сочетания «магнитнаялевитация»). Поезд на магнитной подушке был построен и в Москве по проекту хорошоизвестного разработками в области ракетостроения Московского института теплотехники(МИТ). Однако опыт оказался не совсем удачным. Разработку новосибирских ученых вМИТ считают перспективной. Интерес к проекту также проявили в ЦАГИ им. Жуковского.