Директор – это прежде всего учитель

РУКОВОДИТЕЛЬ школы № 28 Светлана Соколова в ближайшее время отправляется в Москву на финал конкурса «Директор школы-2013» защищать честь педагогического сообщества Владивостока и даже всего Приморского края.

23 окт. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3429 от 23 окт. 2013
a59d85a18fbb6011e185b676326fefa2.jpg Победа, которая нужна для школы, для своих учеников и коллегОна одна из тридцати лучших школьных директоров, отобранных со всей страны. Сейчас Светлана Соколова готовится к финалу – в этот понедельник у нее были съемки видеопрезентации, цель которой – убедить родителей будущих первоклассников в том, что их детям необходимо учиться именно в этой школе. Все только начинается…Хотя, признается Светлана Викторовна, у них давно уже нет проблем с набором. Практически с того времени, как при нынешнем директоре школа сменила свой статус: из обычной общеобразовательной превратилась в специализированную, языковую. – А помимо ролика, помимо эссе, которые мы уже написали, будет еще одно задание. Какое – мы даже не предполагаем. Так что все самое интересное впереди. Для начала никакая это еще не победа. Победа будет, когда я попаду хотя бы в десятку лидеров. Да и мероприятие это затратное. В первую очередь по времени, да и, что скрывать, по финансам. Например, ролик школа снимает на свои деньги благодаря поддержке попечительского совета школы.Хотя на вопрос, не жалеет ли о том, что решила участвовать в конкурсе, Светлана Викторовна отвечает однозначно отрицательно. Единственное, что ее смущает, – это необходимость на какое-то время оставить школу.– Когда уезжаю из школы, всегда за нее переживаю, – признается она. – Считаю, если я здесь, все со школой будет хорошо. Поэтому и прихожу на работу очень рано. Конечно, у меня профессиональные, грамотные заместители, между которыми очень четко распределены функциональные обязанности. Я, скорее, здесь координатор. За двенадцать лет работы именно в качестве директора я выработала систему руководства. И все же… – Я всегда в чем-то участвовала, – объясняет Светлана Викторовна свое желание участвовать в конкурсе. – Например, в городском конкурсе в 1991 году, в краевом конкурсе в 1992 году. Участвовала в конкурсах, которые проводили американские советы, на которых мне присуждали звание «Лучший преподаватель английского языка». Так что у меня есть опыт участия в конкурсах и в качестве предметника, и в качестве педагога, но мои директорские качества оценивают впервые.О пользе системыСветлана Викторовна не только директор, она по-прежнему ведет свой предмет – английский язык. В профессии она почти тридцать лет. И начала работать сразу в языковой школе № 57. – Мне повезло в том, что я начала свою практику именно в школе с углубленным изучением иностранного языка, – признается Светлана Соколова. – Это ведь определенные, более сильные программы, учебники и конечно же мотивированные родители.И именно на этот период пришлись все ее победы именно как предметника.Начало работы Светланы Викторовны в профессии пришлось на конец восьмидесятых. Тогда учительствовать было непрестижно, а вот быть переводчиком, работать с иностранцами – напротив. А когда в начале девяностых во Владивосток пошли американские корабли и преподавателей довольно часто стали приглашать поработать переводчиками, соблазн был особенно велик.– Я даже иногда задумывалась, что же лучше у меня получается: преподавать или все-таки работать переводчиком? Мне очень нравилось работать с иностранцами, и многие мои друзья-знакомые удивлялись тому, что я при этом все же остаюсь в школе. Советовали заниматься переводами профессионально. Тогда я задавала им провокационный вопрос: «А ты хочешь, чтобы твоего ребенка учила не я, а кто-нибудь другой?». На что получала неизменный ответ: «Конечно, ты! Доучи и уходи». В общем-то это и был ответ на вопрос, который я задавала сама себе. Если у меня действительно хорошо получается учить детей, значит, этим я и должна заниматься. В конце концов, для переводчика важно хорошо знать язык, а вот учителю недостаточно в совершенстве владеть языком, даже если вы думаете на нем. Учитель должен быть прежде всего педагогом… Но во всем должна быть система: система опроса, система ведения урока. Если ты сегодня задал, а завтра не спросил, то на этом система порушится. И наоборот, эффект будет, если ты будешь работать с ребенком: требовать с него выполнения заданий систематически (чтобы не расслаблялся), от класса к классу повышая свои требования. Мощная подпитка, когда налицо результат своих трудов: когда ты берешь ребенка и ведешь его вверх, соизмеряешь то, с чего вы начали и к чему пришли. Когда твой ученик вначале мог сказать одно предложение, просто произнести его вслух, когда потом он проговаривает пять, десять и наконец может по какой-то определенной теме сказать 150 предложений. Наблюдать, как дети соревнуются между собой: у кого из них больше слов, предложений в монологе. Вот это – достижение. Честное слово, это кайф!Наверное, кто-то скажет, что я строгий учитель. Я своим детям говорю: не будите лихо, пока оно тихо (только на английском!). Я могу вас слушать, понимать, но если вы не выполняете мои задания из урока в урок, я включаю все свои рычаги воздействия. Да, в том числе ставлю «двойки». У меня их немного, но как иначе я могу оценить результаты работы (вернее, отсутствие ее)? Здесь тоже важна система. Берите с меня примерНа вопрос, кто она – предметник, педагог или директор, Светлана Викторовна, практически не раздумывая, отвечает:– Я – учитель. Предметник и директор – это все-таки в первую очередь определенный функционал, а педагог – он и предметник, и директор. Иначе говоря, учитель. Учитель для детей, для своего педагогического коллектива в какой-то степени и учитель для родителей.К слову, школа изменила свой статус именно при директорстве Светланы Соколовой. Еще буквально десять лет тому назад 28-я была обычным общеобразовательным учреждением. Через три года после вступления в должность Соколовой был введен второй язык, а статус специализированной школа получила в 2007 году, через пять лет после того, как Светлана Викторовна заняла пост директора.Изменить статус школы – это совсем не просто. Для начала нужно настроить себя, преподавательский коллектив. Написать и защитить всевозможные многочисленные программы развития. – Вдруг ничего не получается. То, что мы сегодня имеем, это результат многолетней кропотливой работы всего коллектива, – утверждает Светлана Викторовна. – А сейчас нам уже тесно в стенах нашей школы, сегодня мы начинаем себя позиционировать как центр лингвистического, культурного полипространства. Мы выходим на краевой, международный уровень, – рассказывает о достижениях своей школы Светлана Викторовна. – Что нам даст победа? Понимаете, всех своих предыдущих успехов, побед в конкурсах я достигла, будучи учителем. Возможно, это немного эгоистичное желание, но я стремлюсь победить уже в должности директора. Но самая главная задача – поднять статус школы. Имидж школы вырос, ее знают в городе, а с моей победой, я надеюсь, он еще больше укрепится.Кроме того, у меня ведь есть дети, которых я учу, я с ними участвую в различных конференциях, в конкурсах. Если я спрашиваю с них, то в первую очередь я должна спросить с себя. Практически аналогичная ситуация с коллегами – я привыкла учителям показывать на своем примере: я участвую в конкурсах, и вы тоже должны…

Автор: Анжелина ШИЛАН