Кластером по барьерам
Окончание. Начало на 1-й стр.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов ожидает от реализации проекта массу положительных эффектов, в том числе и для малого бизнеса, занятого в переработке водных биоресурсов на территории края. По его словам, одна из главных задач кластера – перенести центр реализации рыбопродукции из Китая и Кореи в Приморье. – Это вовсе не означает намерение федерального центра всю рыбу, пойманную в дальневосточных морях, отправить на внутренний рынок – речь идет о том, что торговать надо здесь, – разъясняет цели масштабного проекта Георгий Мартынов. – В Приморье могут приезжать любые компании – корейские, китайские, американские – и закупать рыбопродукцию. Причем предполагается предлагать оптовикам по большей части не сырье, а готовую продукцию. Более того, приветствуется участие иностранного инвестора в организации перерабатывающих заводов на российском берегу. И возможны не только совместные предприятия, но и компании со стопроцентным китайским, корейским, японским, американским капиталом. Пусть приходят и здесь развивают переработку рыбы, выловленной в экономической зоне РФ. А потом готовую продукцию продают куда хотят: за рубеж или внутри страны. Для того чтобы это свершилось, а не осталось в планах, предстоит изменить ряд законов и нормативных актов. Например, стоит задача увеличить привлекательность наших портов, чтобы судам с рыбопродукцией независимо от флага было выгодно заходить в порт Владивосток и продавать рыбу здесь. Пока российские порты буквально отгоняют рыбаков от отечественных причалов непомерными портовыми сборами. И бюрократизмом: чтобы разгрузиться на российском берегу, надо получить массу разрешений от разных ведомств. – Когда рыбопродукцию предполагается выгрузить на родной берег, никаких временных ограничений для контролирующих и иных структур нет: они могут держать судно хоть неделю, – цитирует Fishnews главу Росрыболовства Андрея Крайнего. – При этом проверяют его все кому не лень. Для сравнения: при выгрузке в Южной Корее капитан при подходе судна отправляет агенту заранее комплект документов на продукцию, за 3 часа до захода отправляет сообщение в портнадзор и за 2 часа до захода связывается с лоцманской службой. Прибыв в порт, после швартовки судно начинает разгрузку через 15 минут! В российских портах оформление захода начинается за трое суток, за сутки отправляются заявки капитану порта, в таможенную службу, Пограничное управление, Роспотребнадзор, Россельхознадзор. После прибытия в порт до выгрузки время оформления составляет от 1 до 3 суток, а в части ветеринарии – от нескольких дней до недели.Георгий Мартынов считает, что надо пересмотреть и налоговое законодательство, которое сегодня вынуждает рыбаков торговать добытым за границей. Судите сами: если рыба продается за рубеж, то государство возвращает налог на добавленную стоимость (НДС). А если российские уловы реализуются на российском берегу, то придется заплатить 10 процентов НДС. Решение перечисленных проблем, как считают представители рыбохозяйственных компаний, позволит сделать порты Приморья привлекательными для реализации рыбопродукции на территории края. Это одна из главных составляющих частей рыбохозяйственного кластера, его ядро, к которому уже потом примкнут предприятия рыбопереработки, портовой инфраструктуры и другие. Отметим: вопросы создания дружелюбного к рыбакам налогового, таможенного и ветеринарного режима уже не раз поднимались и бизнесом, и общественными объединениями. Но пока административный барьер на пути российской рыбы на родной берег промысловикам не удавалось преодолеть. Получится ли переломить ситуацию в ходе нынешнего конгресса, скоро узнаем.
Автор:
Александр КАРАСЕВ