Российско-китайская граница пройдет через Совет федерации

На фронтах политических баталий вокруг проблемы демаркации российско-китайской границы затишье миновало. После более чем полугодичной паузы особая позиция Приморского края в вопросе выполнения договора с КНР от 16 мая 1991 года вновь становится предметом обсуждения в самом высшем эшелоне государственной власти.

5 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №34 от 5 дек. 1996

На фронтах политических баталий вокруг проблемы демаркации российско-китайской границы затишье миновало. После более чем полугодичной паузы особая позиция Приморского края в вопросе выполнения договора с КНР от 16 мая 1991 года вновь становится предметом обсуждения в самом высшем эшелоне государственной власти.

Вчера, 4 декабря, в Москве открылось очередное заседание верхней палаты российского парламента - Совета федерации, - в повестку дня которого наравне с проблемами политического урегулирования в Чечне, обсуждением проектов конституционных законов о судебной системе и о правительстве Российской Федерации включен и вопрос о демаркации восточной части российско-китайской границы.

На фоне резкого осложнения социально-экономической обстановки внутри Приморья губернатор Евгений Наздратенко сосредоточился на защите интересов края и России на внешних направлениях. Вслед за ноябрьским азиатским турне, когда одна за другой последовали поездки губернатора в Японию и Южную Корею, 1 декабря Наздратенко вылетел в Москву для участия в работе Совета федерации, членом которого он является.

Обсуждение вопроса о выполнении демаркационного соглашения Совет федерации готовил давно. Предполагалось, что еще в конце октября Наздратенко и представители министерства иностранных дел сообщат верхней палате парламента о своих позициях. Однако это мероприятие впоследствии неоднократно откладывалось. Как стало известно корреспонденту “В” из хорошо информированных источников, не в последнюю очередь эти переносы были связаны с шумной отставкой в октябре тогдашнего секретаря Совета безопасности России Александра Лебедя и готовящейся операцией на сердце президенту России Борису Ельцину.

Совет безопасности приложил немалую долю усилий для того, чтобы ситуация вокруг демаркации стала предметом разбора высшими представителями законодательной власти страны. К слову сказать, и нынешний состав СБ не остается в стороне. В конце минувшей недели секретарь Совета безопасности Иван Рыбкин направил губернатору Наздратенко письмо, в котором проинформировал, что предложения администрации края по разрешению кризиса вокруг демаркации границы на 3 участках в Приморье согласованы с большинством заинтересованных правительственных и парламентских комитетов. В этом списке согласований нет только одной подписи - представителя МИДа.

Напомним, что проблема демаркации российско-китайской границы возникла после того, как в уже ратифицированном соглашении были обнаружены пункты, по которым Китаю передаются незначительные по площади территории, что, по мнению администрации края, ряда военных специалистов и экономистов, может лишить Россию контроля над важнейшей стратегической точкой в регионе Японского моря и АТР.

Власти Приморья, соглашаясь с необходимостью выполнения соглашения 1991 года, предлагают Совету федерации до завершения демаркации заключить российско-китайско-корейский договор о порядке судоходства на реке Туманной и на компромиссной основе провести демаркацию на спорных участках (как это было сделано в Ханкайском районе). В порядке исключения (и явного дипломатического нонсенса) предлагается обмен “земля за влияние на море”. Цитируем документ: “После подтверждения обеими сторонами принадлежности России участка в районе литера “П” (9,68 кв. км в Уссурийском районе) уступить его Китаю при условии, что граница в Хасанском районе будет проведена в строгом соответствии с договором 1860 г.”.

Между тем, несмотря на то, что в руководстве МИДа в последнее время произошли существенные изменения, в частности, пост заместителя министра покинул самый ревностный сторонник “полной и безоговорочной” демаркации Александр Панов, внешнеполитическое ведомство страны, судя по всему, не склонно принять всерьез предложения администрации Приморья. Нынешний глава МИДа Евгений Примаков еще ни разу публично не высказался о своей позиции по проблеме демаркации, а главным консультантом по этому вопросу на разных уровнях продолжает выступать посол по особым поручениям и, по сути, автор договора 1991 года Генрих Киреев.

К заседанию Совета федерации в Москву из Владивостока вылетели вице-губернатор Приморья Владимир Стегний, который курирует вопросы внешних связей края, и советник губернатора пограничный генерал Валерий Розов, громко заявлявший о своей отставке в знак протеста против передачи приморских земель Китаю.

Понятно, что реальная власть Совета федерации не столь значительна, чтобы мгновенно совершить крутой поворот во внешней политике, да еще во взаимоотношениях с такой страной, как Китай. Однако сам факт обсуждения проблемы демаркации границы в высшем органе законодательной власти страны может стать катализатором решения других проблем Приморья. Давно уже замечено - как только в экономике края кризис перерастет в катастрофу, поиск “стрелочников” (и денег) в Москве начинается с вопроса о границе.

Автор: Владимир Ощенко, “Владивосток”