Потрошители багажа из московского аэропорта прокололись на Владивостоке

Злоумышленников поймали благодаря экспертам-криминалистам из столицы Приморья

12 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3303 от 12 март 2013
311facbbdc12ebfbcc9d763e51b31ac4.jpg НЕ ТАК ДАВНО в центральных СМИ промелькнула информация о ликвидации в аэропорту Шереметьево (Москва) преступной группы, потрошившей багаж пассажиров. Неизвестные злоумышленники, аккуратно надрезав замотанные упаковочной пленкой коробки, сумки и чемоданы, вытаскивали ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, парфюмерию, шубы и другую одежду. Тащили все, что, на их взгляд, представляло какую-либо ценность. Пассажиры сдавали упакованные вещи в багаж в целости и сохранности, преспокойно садились в самолет, а по прилете выяснялось: их поклажа серьезно выпотрошена.Сотрудники линейного отделения транспортной полиции аэропорта Шереметьево были бессильны перед преступниками в течение длительного времени. Не помогли даже камеры видеонаблюдения. И все-таки любителей чужого добра взяли с поличным. Почти случайно. Точнее, благодаря универсальной работе экспертов-криминалистов Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте.Как рассказал «В» начальник отделения эскпертов-криминалистов майор полиции Александр Драп, заявления от потерпевших пассажиров регистрировались буквально по всей России едва ли не по 2-3 случая каждый день. Количество темных дел по хищениям в аэропортах катастрофически росло, а раскрываемость по-прежнему стояла на нуле. Преступники работали чисто, не оставляя следов. Среди пострадавших пассажиров были и жители Приморья.– Де-факто мы обязаны возбудить уголовное дело по месту обнаружения пропажи. А место обнаружения – это аэропорт города Владивостока! Хотя вещи явно пропадали в Москве. Но Москва не хотела брать на себя висяки, – говорит майор полиции Драп.По его словам, однотипных уголовных дел накопилось сотни. Казалось, что этой цепочке преступлений не будет конца. И тут фортуна улыбнулась правоохранителям, точнее, коллективу экспертов-криминалистов, возглавляемых Александром Драпом. На одной из картонных коробок, изъятых в аэропорту Владивостока, на ее внутренней стороне, «были изъяты отпечатки пальцев рук, пригодные для идентификации личности».Видимо, уверовав в безнаказанность, преступник шарил в распоротой коробке без перчаток. И наследил! «Пальчики» были проверены по базе «АДИС-ДФО» Папилон. Увы, поиски результатов не принесли. Тогда отпечатки были отправлены по электронной связи в Москву – в главный информационный центр МВД России. И уже столичные криминалисты установили, что следы оставил неоднократно судимый гражданин, который после очередной отсидки трудоустроился грузчиком в аэропорту Шереметьево. А далее за дело взялись оперативники, грузчика взяли в разработку.Сыщики установили, что преступная группа под руководством сего гражданина вскрывала багаж на пути его следования – от багажного отделения аэропорта до загрузки в самолет. На совершение преступления уходило не более 20-30 секунд. Зачастую грабители знали содержимое отправляемого груза благодаря сопроводительным документам, что облегчало им «труд». Так была поставлена точка в уголовных делах, заведенных в Хабаровске, Магадане, Якутске, Петропавловске-Камчатском и других городах России...– Иногда они закрывали разрез скотчем. Быстренько крутанут ленту вокруг сумки или коробки – и все, разреза не видно. Обычно грузчики в аэропорту работают в перчатках. Это дело случая, что он полез внутрь коробки без перчаток, чтобы прощупать ее содержимое. Нам повезло. Мне рассказывали, что раньше нечистоплотные грузчики вставляли фольгу от сигаретной пачки в контактную группу грузового отсека самолета. Когда отсек закрывался после загрузки, у пилотов в кабине высвечивалось табло «нарушение герметичности». На устранение неполадки давалось не более 20 секунд. Пилот снова открывал люк грузового отсека, и за эти мгновения грузчики успевали забежать внутрь самолета и обчистить ближайшие коробки. Потом фольга выдергивалась, контакты размыкались, люк закрывался, и самолет благополучно взлетал. И только на месте прилета выяснялось, что коробки вскрыты, но когда это произошло и где, было непонятно, – говорит Александр Драп.На памяти майора был случай, когда грузы «бомбили» прямо в самолете, во время перелета. А почему бы и нет, если есть доступ к багажу и времени на его потрошение предостаточно. По одной версии, злоумышленником был один из членов экипажа. По другой – коробки вскрывали в аэропорту отправки. Это преступление так и осталось нераскрытым.Сегодня транспортные полицейские изменили тактику своей работы. Они сопровождают грузы с момента выгрузки багажа по прибытии самолета до багажного отделения или склада хранения аэрогруза, где его встречает грузополучатель. И все это под неусыпным оком видеокамер.