Примите голос за район
“Весь мир насилья мы разрушим. До основанья. А затем...” Эти известные строки, мне кажется, очень подходят к определению нынешней ситуации во Владивостоке. Такое впечатление, что городская власть изо всех сил стремится перечеркнуть все, что создавалось во Владивостоке десятилетиями, в том числе и хорошее, нужное, принятое жизнью и, самое главное, людьми. Но тут уж, похоже, не до этих “мелочей” - особенно если речь идет о собственных амбициях. А как иначе назвать попытки мэрии ликвидировать в городе районы, сорвать муниципальные выборы?
“Весь мир насилья мы разрушим. До основанья. А затем...” Эти известные строки, мне кажется, очень подходят к определению нынешней ситуации во Владивостоке. Такое впечатление, что городская власть изо всех сил стремится перечеркнуть все, что создавалось во Владивостоке десятилетиями, в том числе и хорошее, нужное, принятое жизнью и, самое главное, людьми. Но тут уж, похоже, не до этих “мелочей” - особенно если речь идет о собственных амбициях. А как иначе назвать попытки мэрии ликвидировать в городе районы, сорвать муниципальные выборы?
Структура управления городом ведет начало с 1936 года, когда Владивосток впервые был разделен на 3 района - Ленинский, Фрунзенский, Ворошиловский (Первомайский). При районах были организованы отделы народного образования, коммунального хозяйства, финансовый, а также загсы, секции здравоохранения, торговли... Тогда же открылись районные прокуратура, суд, милиция.
6 июля 1991 года Верховным советом РФ был принят закон “О местном самоуправлении в РФ”, который значительно изменил значение органов местного самоуправления и сделал их более независимыми от государственных органов управления. Этим законом предусматривалось расширение полномочий администраций районов в городе.
Указом президента РФ от 26 октября 1993 года было утверждено положение “Об основах организации местного самоуправления в РФ на период поэтапной конституционной реформы”. В указе отмечено, что “в городах, имеющих деление на районы, городскими органами местного самоуправления являются собрание представителей и глава местного самоуправления. В районах в городах... могут быть образованы органы местного самоуправления района в городе, а также органы территориального общественного самоуправления населения”. Понятие “могут быть образованы” предполагает наличие законодательных актов города о порядке ликвидации или реорганизации районов в городе, их дальнейшей деятельности как органов управления районом - с органами местного самоуправления или без них.
Вот по этим причинам принятое в 1994 году постановление мэра В. Черепкова о ликвидации районов в городе не было исполнено, поскольку принято было ненадлежащим лицом. В. Черепков мог лишь ходатайствовать перед представительным органом местного самоуправления о принятии подобного документа. Но такого органа во Владивостоке до сих пор нет.
Если бы в свое время была избрана городская дума, принят соответствующий устав города, то районы могли бы остаться без образования органов местного самоуправления. Но 26 ноября 1996 года вышел новый федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”. Ст. 2 п.1 дает определение территорий местного самоуправления: “В субъектах РФ, не установивших в своих законах норм, регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, муниципальными образованиями являются... районы, города, районы в городах, имеющих районное деление...”
Это определение в полной мере относится к ситуации, которая сложилась во Владивостоке на конец 96-го и начало
97-го года. Устава города как муниципального образования нет, закона Приморского края нет, органа представительной власти в городе нет. Вывод один: район в городе является муниципальным образованием, где должны быть органы местного самоуправления.
Вот почему прокуроры всех 5 районов обратились в краевой суд с иском о проведении выборов глав администраций и органов представительной власти в районах Владивостока. Дата выборов была назначена. Но выборы так и не состоялись, были по существу сорваны мэрией. И что удивительно: благодаря поддержке некоторых членов администрации президента руководство мэрии не понесло наказания за срыв выборов. Напротив, агитация мэрии о несоответствии этих выборов законодательству становится все более агрессивной и наступательной.
Между тем правоту прокуроров и краевого суда полностью подтвердил Конституционный суд РФ. 3 ноября 1997 года КС РФ признал пункт 1 статьи 2 федерального закона от 26 ноября 1996 года “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” соответствующим Конституции РФ. Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. Тем не менее выборы в районах города по-прежнему под угрозой срыва. Конституция РФ на территории города Владивостока не действует?
Отстаивая свою позицию, В. Черепков утверждает, что главы муниципальных образований будут независимы от мэра, станут разбазаривать бюджет, не подчиняться и т. д. Ничего подобного! Во-первых, система взаимоотношений город-районы хорошо отлажена за многие годы, во-вторых, как всякий развивающийся организм, ее можно - и должно! - усовершенствовать. Но не ломать же в одночасье!
А единственным документом, регламентирующим взаимоотношения всех уровней власти в пределах города, должен быть устав. Но устав не мэрии, а ГОРОДА. Устав как раз-таки и принимается для защиты горожан от произвола власти на местах. Это главная его цель. Увы, устава города до сих пор нет. Тот его проект, что обсуждается ныне в некоторых средствах массовой информации, задуман под конкретного человека, дает ему неограниченную власть, право контроля и над городской администрацией, и над городской думой, если таковая будет все-таки избрана.
Несмотря на вескую поддержку закона, ситуация в краевом центре остается неопределенной. Мэрия никак не хочет признавать районы. И зря. Ленинский район, к примеру, даже в трудные постперестроечные годы жил без всяких трансфертов. Еще год назад бюджет района составлял 200 миллиардов (старых) в месяц. Мы ремонтировали школы, поддерживали в нормальном состоянии дороги, заботились о жилищно-коммунальном хозяйстве - жилой фонд, теплофикация, благоустройство, канализация: все это наши проблемы. И мы их решали. На месте.
Сегодня вместо отлаженной системы - какой-то театр абсурда. Работники образования получают зарплату в мэрии, но почетная обязанность содержать школы - без финансирования! - осталась в районе. У нас работает отдел по учету жилой площади - отдел мэрии! - но затраты на техобслуживание этого подразделения, канцтовары, бумагу, коммунальные услуги несем мы. И даже уборщицу оплачиваем. А районный бюджет составляет всего лишь 12 миллионов (новых) в месяц. Этих денег мы не получаем, поскольку они прямиком идут в городской бюджет. Держимся за счет сборов за право торговли - единственная привилегия, оставшаяся району. Что мы можем? Немногое - проводить мелкий текущий ремонт жилья, заниматься санитарным благоустройством и латать-латать дыры, ставить заплаты, принимать меры в экстренных случаях.
Не представляю, как может функционировать огромное городское хозяйство без районов? И даже если назвать район территорией, смысл его останется - работа непосредственно на местах. Здравый смысл, однако, отступает - перед задачей “весь мир разрушить... до основанья”.
Автор: Владимир ХОРОШЕВ, и. о. главы администрации Ленинского района