Морская коллегия займется сухопутной инфраструктурой

Морские порты – лишь часть транспортной системы России, и их развитие невозможно без увеличения пропускной способности автомобильных дорог и железнодорожной магистрали

2 окт. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3213 от 2 окт. 2012

В минувшую пятницу на острове Русском на площадке АТЭС-2012 прошло заседание Морской коллегии России. Впервые во Владивостоке. Открыл заседание вице-премьер Дмитрий Рогозин, который возглавил Морскую коллегию в конце июня этого года, сменив на этом посту экс-министра транспорта Игоря Левитина.Дмитрий Рогозин курирует оборонный комплекс в правительстве, потому логично предположить, что с его приходом расширится круг обсуждаемых вопросов и полномочий «морского правительства России», как назвал Морскую коллегию ее новый председатель. Оглашая ближайшие планы Морской коллегии, вице-премьер заметил, что отныне собираться будут заметно чаще, и не в комфортных помещениях конференц-­залов, а непосредственно на объектах морской транспортной инфраструктуры. Потому что «надо знакомиться с реальной жизнью». Вот и на остров Русский Дмитрий Рогозин прилетел на вертолете из Большого Камня, где осматривал судостроительные мощности завода «Звезда», на которых планируется разместить важный оборонный заказ. Рогозин назвал его «серьезным», сказав, что имеет в виду не только объем, но и значение для страны. Вообще, по словам Рогозина, у правительства особые виды на Дальний Восток. Не зря столько внимания федеральный центр уделяет Владивостоку как центру международного сотрудничества в АТР. – Город меняется на глазах – все больше приобретает столичный лоск и блеск, и я искренне убежден, хоть на полиграфе измеряйте: у Приморья и его столицы большое будущее, – заявил Дмитрий Рогозин. – Судьба мира уже сейчас решается здесь, а не на Западе. Россия будет с Дальнего Востока стартовать в жесточайшую конкурентную борьбу с ведущими экономиками мира – США, КНР, Японии, Кореи. Для этого надо быть готовым.В повестке Морской коллегии – два вопроса, и оба направлены на повышение конкурентоспособности морской отрасли России: «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» и «О реализации национальной морской политики в области кадрового обеспечения всех видов морской деятельности РФ». Целью стратегии, проект которой разработан Минтрансом, является формирование конкурентоспособной на международном уровне инфраструктуры морских портов и оказание комплекса портовых услуг, отвечающих потребностям отечественной и внешней торговли в перевалке грузов, а также обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним. Указанных целей, как доложил замминистра транспорта Виктор Олерский, предполагается достичь решением четырех задач: увеличением портовых мощностей для перевалки грузов в объеме порядка 1,4 млрд тонн ежегодно (сейчас обрабатывается примерно 0,5 млрд тонн), обеспечением безопасной работы портовой инфраструктуры, повышением конкурентоспособности портов и совершенствованием государственного управления в сфере морского транспорта. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский обозначил проблемы, препятствующие эффективной деятельности морских портов края. В их числе – зависимость работы портов от пропускной возможности смежных транспортных систем. Также к сдерживающим факторам можно отнести низкую пропускную способность пунктов пропуска через госграницу и тарифную политику в сфере железнодорожных перевозок. – Развитие российской транспортной инфраструктуры должно осуществляться с учетом потребностей и возможностей не только нашей экономики, но и наших партнеров в АТР, – сказал губернатор края. Генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) Владимир Корчанов говорил о проблемах расширения порта, который оказался зажатым в центре города. Но если это «узкое место» удается как-то расширить, то наболевший вопрос таможенных досмотров решить можно только на самых верхах власти. Сегодня таможенники обязаны досматривать 18-20 процентов прибывших из-за границы контейнеров. Для сравнения: в США осматривают 6 процентов импортных контейнеров, в Германии – 5, Южной Корее – еще менее. В итоге груз в отечественных портах находится 14 суток, и 12 из них уходит именно на досмотр. При этом сокращение нахождения груза в терминале порта на сутки позволит сэкономить 2,5 млн рублей. Планируется ли в рамках стратегии урегулировать таможенный вопрос, непонятно, хотя создание условий для повышения конкурентоспособности российских портов прописано в документе. Весьма обстоятельным было выступление генерального директора Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота Ярослава Семенихина. Он детально разобрал все пункты стратегии. По словам генерального директора НИИ, все дальневосточные порты имеют очень высокий потенциал. Так, за несколько лет в развитие портов на северо-западе страны вложено 56 млрд рублей, и каждый рубль принес три рубля частных инвестиций. В порты Дальнего Востока инвестирован 1 млрд, но здесь каждый вложенный рубль привлек 27 рублей частного капитала. По его мнению, стратегия должна учитывать инвестиционные перспективы портов. Также эксперт считает, что документ не предусматривает состыковки с другими транспортными структурами. Например, железная дорога не перевезет то количество грузов, которое планируют перерабатывать порты. Кроме того, стратегия не учитывает специализацию портов, хотя и сейчас в России отменено деление морских портов на торговые, рыбные и специализированные. И все же сложившуюся ориентацию портов необходимо учитывать, а она намного разнообразнее, чем документ, как может показаться, предусматривает, – угольные и нефте-терминалы. По мнению Семенихина, вообще не затрагивается вопрос о строительстве пассажирских причалов, хотя мобильность наших граждан повышается и нужда в пассажирских терминалах немалая. Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский сказал, что стратегия не оправдала его ожиданий. По его словам, доклад был «беден и несовершенен, и там еще работать и работать надо». – В документе вообще ничего не сказано о нуждах моряков, – добавил свою ложку дегтя Петр Осичанский. – В частности, РФ ратифицировала конвенцию об оказании услуг морякам, заходящим в порты. На Дальнем Востоке немало портов, но только в Находке есть Интерклуб, где иностранные моряки могут провести время на берегу в нормальной обстановке. Во всех крупных международных портах Интерклубы есть, а это в том числе и привлекательность для захода судна в порт. У меня часто международные экипажи спрашивают, где во Владивостоке Интерклуб находится, и очень удивляются его отсутствию. Второй вопрос – об обеспечении кадрами морских предприятий – не вызвал столько замечаний. Возможно, все они уже были высказаны на предшествующем совещании в Дальрыбвтузе. Тем не менее глава Росрыболовства Андрей Крайний просил проработать вопрос о возможности выпускникам вузов проходить срочную службу на рыбодобывающих судах, а также о необходимости сохранения определенного количества бюджетных мест в специализированных вузах. Командующий Тихоокеанским флотом контр-адмирал Сергей Авакянц рассказал о новых взглядах на подготовку военных кадров, которые, тем не менее, должны сохранить дух и традиции воспитания офицеров российского флота. Закрывая заседание Морской коллегии, Дмитрий Рогозин сказал, что необходимо связать все порты РФ маршрутами: не только морскими, но и сухопутными. – Чтобы увеличить спрос на услуги наших портов, увеличить их загрузку, мы должны хорошо организовать, то есть смыкать между собой без заторов все транзитные потоки грузов через нашу страну – воздушные, автомобильные, железнодорожные и морские, – подытожил вице-премьер. – Главная задача – связать все в единую транспортную инфраструктуру, которая даст нам большие деньги. Поэтому порты ждет модернизация и загрузка. Дмитрий Рогозин также заметил, что вопросы с таможенным оформлением грузов решаются. По его словам, за несколько дней до заседания Морской коллегии во Владивостоке он провел заседание государственной пограничной комиссии, на которой рассматривались вопросы создания системы одного окна. – Мы обсуждали, как сделать, чтобы люди и грузы, прибывающие в РФ, не блуждали по инстанциям, а быстро и эффективно решали вопросы растаможивания – это вопрос конкурентоспособности российской логистики. Сможем наладить систему так, чтобы зарубежные агенты не сталкивались с бюрократией и потерей времени на границе, получим дополнительные преимущества. Был сложный разговор, я дал месяц на решение и урегулирование всех вопросов между таможней и границей (через месяц заслушаю) и надеюсь, что мы закроем историю с созданием одного окна, – уверил Дмитрий Рогозин.

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»