Десятый, но не последний

Кинофестиваль «Меридианы Тихого» раздал призы и попрощался с гостями и участниками до сентября-2013

2 окт. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3213 от 2 окт. 2012
2bccaf58c7546f9cd636df802332b070.JPG Атмосфера церемонии закрытия десятого, юбилейного, кинофестиваля «Меридианы Тихого» была скорее нежно- ностальгической, чем волнующе- бравурной. Победители, получая призы, а также те гости и участники фестиваля, кто эти призы вручал (едва ли не каждый!), завершали свою речь отчаянным призывом: десятый фестиваль не должен стать последним, «Меридианы Тихого» – уникальное явление в культурной жизни России и АТР, они должны продолжаться и впредь…Гран-при – «Морю людей» Триумфатором десятого кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» стал фильм «Море людей» (Китай, режиссер Цай Шанцзюнь) – он получил Гран­-при. Впервые вручаемый на фестивале приз Net-Pack также отправится в Поднебесную – он достался ленте «Песня тишины» (Китай, режиссер Чень Чжо). Приз зрительских симпатий получил фильм «Рассказы» (Россия, режиссер Михаил Сегал); приз Юла Бриннера увезет с собой актриса Саша Петрова (Россия) за роль в фильме «Со мною вот что происходит» (режиссер Виктор Шамиров), приз за лучшую женскую роль получила актриса Джослин Дженсен за роль в фильме «Одна» (США, режиссер Марк Джексон), приз за лучшую мужскую роль достался актеру Апичаю Трагулпадетграю (фильм P047, Таиланд, режиссер Конгдей Джатуранрасми), приз за лучшую режиссерскую работу получил режиссер фильма La Sirga Вильям Вега (Колумбия); специальный приз жюри отдало фильму P047 (Таиланд, режиссер Конгдей Джатуранрасми); приз за лучшую короткометражку достался фильму «Начни с «А» (Индонезия, режиссер Б. У. Пурба Негара). Напомним, что два приза нашли своих обладателей еще на церемонии открытия: специальный приз фестиваля за вклад в развитие азиатского кино получил президент Пусанского фестиваля Ким Дон Хо, а приз губернатора Приморья «9288 км» с формулировкой «За честь и достоинство» достался великому Отару Иоселиани.Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский зачитал собравшимся приветственную телеграмму от премьер­-министра Дмитрия Медведева, в которой в том числе выражается надежда на то, что фестиваль и впредь будет радовать своих зрителей; от себя Владимир Владимирович добавил: «До встречи на 11м кинофестивале «Меридианы Тихого»!», чем изрядно приободрил публику и сорвал аплодисменты. Напомним: на открытии фестиваля Владимир Миклушевский также вполне определенно заявил, что верит в перспективы «Меридианов». А это значит, что есть надежда: через год мы будем снова погружены в праздник кино – чарующий, неповторимый, радостный…Одиночество в толпеКак уже сообщал «В», впервые на кинофестивале был вручен приз международной организации по продвижению азиатского кино – Net-Pack. Жюри Net-Pack работает на всех крупнейших фестивалях мира и поощряет ленты, снятые азиатскими режиссерами, которые вносят нечто новое и интересное в культуру стран АТР. Тот факт, что в этом году жюри Net-Pack работало во Владивостоке, говорит не просто о признании, а о весомости «Меридианов Тихого» в кинематографическом мире… Достался приз Net-Pack ленте «Песня тишины» китайского режиссера Чень Чжо. В этой ленте сошлись сразу три истории, тесно связанные между собой: о ресторанной певице, которая так и не смогла построить жизнь с влюбленным в нее мужчиной; о мужчине, который настолько эмоционально закрыт, что отказывается любить дочь, имеющую физический дефект; о глухонемой девочке Цзин, которая живет в очень жестком мире, будучи, по сути, никому не нужной… Красивая, необычная картина – в ней не так много слов, ведь главная героиня живет в мире тишины…Ленту во Владивостоке представляли режиссер Чень Чжо и актриса, исполнительница главной роли Ин Янин.– Я изначально решил, – говорит Чень Чжо, – что мой фильм – история о простых людях и их переживаниях и что именно простые люди, не актеры, покажут это лучше всего. Поэтому в моей картине нет ни одного профессионального актера.Сложнее всего было найти актрису на роль Цзин, глухонемой девочки, я пересмотрел множество актрис и студенток театральных школ, но… И вдруг в одном из киновузов Пекина встретил Ин Янин. Она была первокурсницей и училась на монтажера. Я увидел в ней то, что нужно. Она подарила фильму естественность.– Сложно ли было вжиться в роль глухонемой?– Сначала это было непросто – понять, как живут такие люди, – говорит Ин Янин. – Но потом режиссер посоветовал мне попробовать не говорить. И я молчала день за днем, пытаясь объясниться с окружающими без слов. Сначала это было невыносимо. Потом чертовски трудно. А потом я смогла понять мир, в котором живет эта девочка, мир тишины. Ей не хватает любви, она заброшенный и, по сути, никому не нужный ребенок. Поэтому иногда она совершает дикие, кажущиеся жестокими поступки, но если даже мы, наделенные речью, иногда не в состоянии выразить свои эмоции, то как иначе это может сделать она?Вообще я очень веселая по натуре, смешливая. А моя героиня замкнута и от всех отгорожена. Чтобы понять, в каком отторжении от мира живет Цзин, которую из-за ее «дефекта» не любит отец, чтобы я смогла точно изобразить ее замкнутость, режиссер делал так, что вся группа со мной целый день, к примеру, не разговаривала. Словно меня нет. Это, поверьте, лишает способности улыбаться – ощущение того, что тебя не замечают…– Каков бюджет картины и кто выделил деньги на ее создание, выходил ли фильм в прокат в Китае?Чень Чжо: – Он демонстрировался только в одном кинотеатре в Пекине, который специализируется на показе авторского, некоммерческого кино. Авторское кино в Китае мало приветствуется, его почти не показывают. Кроме того, в Китае сильна цензура, и если ты снимаешь на государственные деньги, то говорить в фильме на социальные темы практически невозможно. Я же снимал картину о том, какие проблемы разъедают общество сегодня, сколько в людях стало душевной глухоты, нежелания отвечать за своих близких… Китай меняется – и не всегда к лучшему, люди гонятся за деньгами, забывая о главном. Показывая историю маленькой семьи, я пытался показать большие проблемы социума.