У меня есть мечта...

В Приморье создается Федерация любителей малой авиации

13 июль 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3168 от 13 июль 2012
e1e9c86416f1c6d853382e29bc0169b1.JPG

В рамках организации летчики – профессионалы и спортсмены – планируют объединить усилия, чтобы выстроить диалог с властью и преодолевать бюрократические барьеры. Сегодня летчики вынуждены проводить больше времени в очереди к чиновникам, чем за привычным штурвалом.Ощущение полетаЯ на аэродроме поселка Новороссия, который расположен рядом со Шкотово. От Владивостока – полтора часа на машине. Кругом поля и холмы. Погода прекрасная: ярко светит солнце. Правда, как рассказывают летчики, для полетов это минус. Воздух горячий и разряженный – в таких условиях трудно делать воздушные фигуры. Моя цель – легендарный летчик Герман Кузьминов. Вот он стоит передо мной – могучий мужик с широкой улыбкой, от которого веет жизненной силой. Скажи кто, что ему 70 лет, ни за что бы не поверил. Но Герман Иванович свой возраст не скрывает. Рядом с ним не менее легендарный самолет «Як-­18», на котором летали вторая женщина­-космонавт Светлана Савицкая, космонавт Игорь Волк, знаменитые летчики-­испытатели.Мы садимся на «Як­18». Я на месте штурмана. Вцепился в штурвал. Мотор ревет, машина стремительно набирает скорость и плавно, почти незаметно отрывается от земли. Если, еще находясь внизу, я называл местность живописной, то во время полета подходящих слов просто не пришло на ум. От панорамного вида замерло дыхание. Сверху поля, дома, дороги, речки – все это, озаренное солнцем, образовало какой­-то невероятный по красоте и аккуратности орнамент.Мы набираем высоту. Внезапно небо и земля меняются местами, сердце вжимается в диафрагму, а мышцы лица сползают вниз, и кажется, что твой лоб сейчас там, где были губы, а губы стекли куда-то к подбородку. На глазах, которые ощущаются в районе носа, выступают слезы. Герман Иванович, не предупреждая, показал фигуру высшего пилотажа – бочку. Через мгновение самолет послушно, без покачиваний принял прежнее положение. Мы опускаемся близко к земле, совершаем несколько бреющих полетов над аэродромом и садимся. Браво, Герман Иванович. Других слов просто нет!Это сладкое слово – Камчатка!– В авиацию пришел в 1959 году, – рассказывает Герман Кузьминов. – До этого работал рулевым на корабле. Морской буксир тогда пришел на ремонт из Николаевска-на-Амуре в Хабаровск. Там я первый раз увидел планеры и сразу увлекся. В 60-м году уже начал летать. Отлетал вторым пилотом, а затем командиром экипажа «Ан­2», командиром «Ми­4», «Ми­8», затем командиром звена и командиром эскадрильи – вот такой путь прошел. Имею все допуски на вертолеты и самолеты.В 2010 году Герман Иванович отметил 50-летие своей летной деятельности. – Основная работа была на Камчатке, – говорит он. – Самолеты заказывали вулканологи. Садились на высотах выше трех тысяч километров. Я лично приземлялся на высоте три восемьсот. Возил известного фотографа Вадима Гиппенрейтера – он снимал извержение вулканов.– Был случай, возил трех замминистра с их женами в долину гейзеров – Узон, – продолжает Герман Иванович. – Там была станция вулканологов. Министры пошли по делам, а меня попросили покатать своих жен по Камчатке. Летим на «Ми­8», десять метров под килем, скорость двести. Вблизи горячее озеро, метров двадцать в диаметре. И две девчонки – научные сотрудницы – лежат голые на берегу. Там ведь за сто километров ни одного человека. Вот они и не ожидали. Я как заложил вираж вокруг озера, как спикировал. Они как побежали. Жены потом все своим министрам рассказали. Но все обошлось.У Германа Кузьминова в запасе много интересных историй, но разговор с ним плавно перетекает в одно русло. Просишь рассказать о полетах, о впечатлениях, а он говорит о том, сколько преград приходится преодолеть, чтобы заняться любимым делом. – Мы провели межевание земли аэродрома, – рассказывает он. – Но поставить участок на кадастровый учет не удалось – сказали, что участок этот (еще указом ревкома!) принадлежит министерству обороны. Конечно, новый Земельный кодекс отменил этот указ. Но чья теперь земля – не берутся сказать даже власти.– Эта проблема в США решается за два часа, – продолжает он. – После окончания российско­-американских курсов по проблемам малой авиации меня пригласили в Штаты в командировку. То, что я там увидел, повергло в шок. Хочу аэродром – документы будут готовы в тот же день. Плюс кредитная карта – все это дадут. И не надо суетиться, все сделает чиновник. И потом будет рассказывать всем, что это он помог тебе заниматься общественно полезным делом. Меня приглашали остаться в Америке. Я сказал: нет, ребята, сделаем все это у себя в России. А в России битва за земельный участок не утихает уже пятый год. – Приезжали сотрудники банка, хотели стать инвесторами, но им надо, чтобы земля была в долгосрочной аренде, – говорит Герман Кузьминов. – Давно бы уже построили здесь и гостиницу для парашютистов, и дом для персонала, где бы жили пилоты, инструкторы, механики. Федерация поможетВ Приморье решили создать Федерацию любителей малой авиации. Организационные вопросы уже решены. Осталось совсем немного времени, и федерация приступит к работе. Инициатором такого объединения выступил президент Ассоциации структур безопасности ДФО Виктор Гутов.– Зачем летчику биться с бюрократическими тонкостями? – говорит он. – Эти вопросы пусть решают юристы. А летчик должен летать, учить молодых ребят. – У нас люди, которые хотят получить допуск к управлению воздушным судном, вынуждены ехать в Хабаровск или Якутию, – продолжает Виктор Гутов. – А ведь у нас, в Приморье, есть свои мастера и первоклассные инструкторы. Надо сделать так, чтобы все желающие могли пройти полный цикл обучения здесь. И не надо никуда ехать. Для этого мы и объединяемся в федерацию. Сложим возможности Приморья, Хабаровска, Якутска. Есть уже договоренности о сотрудничестве. Пригласим всех владельцев, всех любителей для совместного решения вопросов. Это в первую очередь создание санитарной авиации и центра мониторинга лесных пожаров и ЧС, а также развитие авиаспорта в Приморье, воздушный туризм и восстановление аэродромов.А пока Герман Кузьминов обучает молодых летчиков и совершает экскурсионные полеты. От желающих отбоя нет. Кто-то просто хочет прокатиться, кто интересуется, выйдет ли из него хороший пилот. Смена, кстати, Герману Ивановичу растет толковая. Среди учеников – его внук Максим. Парень учится в школе, в 10-м классе, а у него уже есть опыт вождения самолета.– Когда находишься в небе, чувствуешь себя по-иному. Это такой адреналин! Такие впечатления! – рассказывает Максим. – Если есть определенный объем знаний, то управлять самолетом не сложно.Сейчас Максиму нужно пройти летную программу – 44 часа в воздухе. Каждый день расписан. После окончания школы он собирается поступать в летное училище. Никаких других вариантов он даже не рассматривает. Ведь небо – это мечта.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ «Владивосток»