Выбираем паспортистку, чтобы заплатить

Теперь жильцы будут оплачивать их услуги по своим квадратным метрам

18 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3136 от 18 май 2012
18f40d893c098809a258a1d51145c3fe.jpg

Проблема назревала давно: Жилищный кодекс пришел в действие, а паспортная система осталась на прежнем уровне. С февраля этого года судьба этой службы решена.Ответственность за ведение учета жильцов – регистрация граждан, выписка из домовой книги, выдача всевозможных справок о проживающих и т.д. – законодательство переложило с муниципалитетов на управляющие компании. Вернее, должно переложить. В краевом центре, пока УК и ТСЖ еще не раскачались, МБУ «Учетно-регистрационный центр Владивостока» продолжает выполнять эти функции.Работают с оглядкой Правда, ныне МБУ обслуживает приватизированные квартиры на платной основе. Так как предприятие бюджетное, то город выделяет субсидии только на «учет» муниципальных квартир, которых во Владивостоке сегодня около 28000. На обслуживание жильцов остального – приватизированного – жилфонда, а это около 480000 квартир, денег у МБУ нет. Поэтому услуга и стала платной: 1 квартира – 4 рубля 30 копеек вне зависимости от площади и числа прописанных собственников. – В рамках федерального закона указано, – говорит директор МБУ «Учетно-регистрационный центр Владивостока» Олеся Сергеева, – что для правового основания обработки персональных данных должны быть заключены юридические соглашения, которых нет. В настоящий момент мы продолжаем делать свою работу, не имея на то прав. В результате чего у контролирующих органов возникают определенные вопросы, и в любой момент они могут приостановить нашу деятельность. Речь же идет о 3,5 тысячи граждан, которые нами обслуживаются еженедельно, и об огромном количестве ежедневно поступающих запросов из различных инстанций – органов опеки и попечительства, прокуратуры, военкоматов и т.д. Теперь по закону управляющие компании должны собрать собственников и с ними решить: либо заключать договор с МБУ, либо взять на работу паспортиста и самостоятельно вести домовую книгу и поквартирные карточки, а также регистрировать граждан. – Если собственники решат заключить договор с нашей организацией, мы готовы предоставить им эту услугу. Для этого у нас есть и база, и кадры, – уверяет Олеся Сергеева. – Просто нашу деятельность нужно узаконить. Платить придется жильцам Чтобы определиться, кто будет вести регистрационный учет, придется проводить среди собственников голосование. Сия процедура, по словам представителей управляек, займет несколько месяцев. За это время нужно будет объяснить жильцам, почему они вообще должны что-либо платить сверх действующих тарифов. – Суть не в том, кто будет заниматься учетом, – уверяет генеральный директор УК Первореченского района Виктор Брожко. – Главное, донести до людей, что эта услуга входит в управление многоквартирным домом и она чего-то стоит. Раньше за счет бюджета городов формировались и утверждались затраты на содержание паспортных столов, а сейчас эти затраты ложатся на собственников. И они должны это знать. Мы предполагаем, что тариф составит порядка 14-20 копеек за квадратный метр. – Собственники крайне негативно относятся к предложению повышения цен на услуги ЖКХ, – сетует директор обособленного предприятия СРО «ЖКХ-групп» Максим Доценко. – С учетом того, что МБУ с одной квартиры взимает 4,3 рубля, то на 26000 квартир, находящихся в ведении нашей компании, мне придется брать откуда-то 120-130 тысяч рублей в месяц. Для нас это существенно. Правда, как признают специалисты, подобный расклад для них не новость: проблема паспортисток зрела давно. Предвидя сложную ситуацию, некоторые компании обеспокоились заранее и теперь могут похвастать положительным опытом введения новой системы: все базы данных переведены в электронный вид, все компьютеризировано, а потому услуги предполагается предоставлять оперативно и, самое главное, бесплатно. Доступ к этой базе будет и у администрации города, и у управляйки. Квадратные услуги Безусловно, возникает к коммунальщикам вопрос: почему платить опять по квадратам? Как объяснил Максим Доценко, такая система счета появилась от безысходности: – Управляющие компании фактически обслуживают жилфонд, но юридически не имеют права знать, кто и где живет. Дело в том, что сотрудники паспортного стола не имеют права давать такую информацию управляйкам. Компании же не видят дом изнутри, поэтому приходится считать по квадратам. Пока что иного выхода нет. А вот почему собственники должны платить, причем одинаково, за то, что им не нужно (кто-то ведь пользуется услугой паспортного стола регулярно, а кто-то – раз в несколько лет), внятных ответов дать никто не может. Обратившись к специалистам Роспотребнадзора как потребители, чьи права, по их мнению, нарушены, ответа не получили. Ссылаясь на то, что данная сфера не в их компетенции, нас отправили обратно в УК и МБУ. У юристов же своя точка зрения на данную злободневную тему: – Не вижу никаких противоречий в том, что собственники жилья должны будут оплачивать регистрационный учет, ведение домовых книг, поквартирных карточек и других документов, а также их сохранность и безопасность, – уверен юрист Алексей Загрядский. – Дело в том, что организация данной работы – процесс постоянный, так что и услуга, получается, оказывается гражданам постоянно – независимо от того, обращаются они за выдачей каких-то требующихся им документов или нет. Так что все правомерно: если услуга оказывается, она требует оплаты. Правда, народ уже волнуется: смогут ли управляйки самостоятельно вести такого рода документооборот? УК, обслуживающие дома, меняются часто, а в большинстве случаев они не хотят передавать документацию преемникам. В связи с этим возможна потеря документов, не исключены случаи мошенничества и подделки бумаг. Так что собственникам один совет: ответственно отнестись к выбору организации, которой доверите ведение своих документов.