“РАЛ” будет судиться с “Востоктрансфлотом”

Еще недавно казалось, что “Востоктрансфлот” начинает выходить из затяжного кризиса. Выкупили контрольный пакет солидные организации - известный в Приморье крупный акционер “ДВМП” корпорация “Партнерство” и Инкомбанк. Началась нормальная работа. Уже первые шаги нового совета директоров произвели впечатление: всего за месяц с ноябрьского собрания акционеров была решена многолетняя проблема “Востоктрансфлота” - невыплата зарплаты. Работники здесь привыкли к невыплатам по 5-6 месяцев, и когда новая администрация погасила полностью даже вроде и не свои долги коллективу, многие удивились. И поверили в возрождение некогда процветавшего “Востокрыбхолодфлота”. Говорят, что “хвостов” предыдущее руководство наделало так много, что новым акционерам пришлось даже добавить из собственных средств несколько миллиардов, но слово они на ноябрьском собрании дали и слово сдержали.

14 янв. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №294 от 14 янв. 1998

Еще недавно казалось, что “Востоктрансфлот” начинает выходить из затяжного кризиса. Выкупили контрольный пакет солидные организации - известный в Приморье крупный акционер “ДВМП” корпорация “Партнерство” и Инкомбанк. Началась нормальная работа. Уже первые шаги нового совета директоров произвели впечатление: всего за месяц с ноябрьского собрания акционеров была решена многолетняя проблема “Востоктрансфлота” - невыплата зарплаты. Работники здесь привыкли к невыплатам по 5-6 месяцев, и когда новая администрация погасила полностью даже вроде и не свои долги коллективу, многие удивились. И поверили в возрождение некогда процветавшего “Востокрыбхолодфлота”. Говорят, что “хвостов” предыдущее руководство наделало так много, что новым акционерам пришлось даже добавить из собственных средств несколько миллиардов, но слово они на ноябрьском собрании дали и слово сдержали.

Изменилось и отношение налоговых органов. Беспрецедентный случай, когда суровая налоговая полиция заявила прессе, что собирается исключить “ВТФ” из “черного списка”. Первые 3 миллиарда бюджету уже поступили на специальный транзитный счет за продаваемые убыточные плавсредства... но вдруг оказались заморожены - нежданно-негаданно ТОО “РАЛ”, принадлежащее находящемуся в СИЗО Ларионову, обвиняемому в организации преступной группировки, подало иск в арбитражный суд, требуя признать итоги ноябрьского собрания незаконными и еще до судебного разбирательства остановить операции “ВТФ”.

Справка. ТОО “РАЛ” - частное охранное предприятие, силовой центр группировки Ларионовых. Использовалось как прикрытие для приобретения спецтехники и оружия. Следователи утверждают, что создан “РАЛ” незаконно, а правоспособность руководящих органов несостоятельна. Собственником “РАЛа” является лидер группировки Ларионов. Дело о приобретении “РАЛом” акций “Востоктрансфлота” выделено в отдельное уголовное производство. 5 лет имущество “РАЛа” и его 4 процента акций “ВТФ” находятся под арестом генеральной прокуратуры.

Если бы не этот отчаянный шаг, возможно, правоохранительные органы так никогда и не смогли бы проследить международный масштаб финансовых операций этой группы. Дело в том, что представителем “РАЛа” по доверенности стал... бывший генеральный директор Остапенко, а проводимые им операции ведут в офф-шорный рай - на Кипр.

В 1996 году, только заняв пост генерального директора, Виктор Остапенко передал 60 процентов судов крупнейшей в России и в мире рефрижераторной компании никому неизвестной микроскопической фирме “Транс Дол”, которую создали в кипрской офф-шорной зоне три российских гражданина.

Создав “Востоктрансфлоту” колоссальные долги на 50 миллиардов рублей и проводя странные ремонты, превышающие иногда стоимость самих судов, “Транс Дол” быстро сделал себе состояние. И столь же быстро был прозван в мире “Транс Долгом” за свои нескончаемые долги. Зато имел он неоспоримое профессиональное преимущество - именно туда устроился на работу зять Остапенко и именно на Кипр переехала его дочь. Ни разу не выплатив зарплату экипажам вовремя, “Транс Дол” исправно и регулярно получал от Остапенко огромную по мировым ставкам 5-процентную комиссию.

Разоряя “ВТФ”, “Транс Дол” экономил на всем: на зарплате экипажам, на безопасности судов, на снабжении. Теплоход “Бухта Улисс”, например, не получал снабжения 11 месяцев. “Как он не утонул за это время - я не знаю”, - удивляется новый генеральный директор “ВТФ” Алексей Дмитриенко. Морские эксперты подсчитали, что если бы последний год суда просто простояли у родного причала во Владивостоке и при этом “ВТФ” исправно оплачивал все-все их расходы, то и это было бы на 40 миллиардов выгоднее, чем “коммерческая” аренда флота через зятя Остапенко в “Транс Доле”.

Вероятно, очень расстроило Виктора Степановича, его родственников и Ларионова принципиальное решение избранного на ноябрьском собрании нового совета директоров - забрать с Кипра все суда. Вот и решил “РАЛ” попытать счастья и оспорить результаты этого собрания. Какие связи в криминальном мире тянутся из Приморья на Кипр, какие из приморского СИЗО в кабинеты чиновников - головоломка для правоохранительных органов и спецслужб.

Убытки, впрочем, “ВТФ” уже нанесены. По заключенным контрактам штрафные санкции составили миллионы долларов. Да и государство не получило предназначенные ему по соглашениям с “ВТФ” средства от продажи нерентабельного тоннажа, а значит, не смогло, как обещало, к концу года расплатиться с бюджетниками. Уже переведенные покупателями миллиарды “зависли” в банке, и даже налоговая полиция, через которую проводились эти контракты, не знает, как их теперь разморозить, ведь “ВТФ” парализован и не имеет права подписывать необходимые документы, а контрактные сроки прошли. Как же далеко должны тянуться нити, чтобы из СИЗО так легко наносить такие убытки и крупному предприятию, и государству?

Видать, серьезно обеспокоены фигуры, стоящие за “РАЛом”. Впервые за время приватизации совет директоров на ноябрьском собрании избран только из российских граждан. Тогда по требованию 82 процентов акционеров, подавляющего большинства, его вынуждены были покинуть подставные багамские и кипрские фирмочки, иностранные граждане, да и сам Виктор Остапенко. В августе за его отставку с поста гендиректора проголосовали 98 процентов акционеров. Нечасто бывает такое единодушие акционеров. Такую оценку надо “заслужить”!

Действительно, скорость, с которой компания шла на дно, впечатлила новых владельцев. Долги побили рекордную сумму, только за год увеличившись более чем на 110 миллиардов рублей. Экипажи иногда не получали зарплату по 11 месяцев - некоторые вообще бастовали. Прибыльные суда в убыток были переданы китайскому конкуренту, что подорвало позиции российских рыбаков и нанесло ущерб национальным экономическим интересам России в Охотоморской экспедиции.

Впрочем, и между давними партнерами по бизнесу Остапенко и Ларионовым, говорят, бывали недомолвки. Как-то Остапенко обратился к продававшим акции работникам с предложением передавать ему часть полученных средств с каждой сделки, сообщив, что он создал “фонд защиты Ларионова”, и объявив на официальном заседании правления “ВТФ”, что “авторитет” передает им из СИЗО горячий “привет”. На некоторых впечатлительных акционеров это произвело нужный эффект, но немаленькие, по нашим подсчетам, суммы Ларионову так и не дошли. “Запропали” куда-то. Впрочем, деньги - бумага, а вот власть на предприятии дороже, и старые партнеры, похоже, быстро помирились.

Борьба впереди нешуточная. Представитель “ВТФ” хладнокровно заявил на пресс-конференции: “Мы продемонстрировали капитализм “с человеческим лицом”, выплатив зарплату, подготовив к погашению налоги, вернув из-за границы лучшие суда. Для кого-то это опасно. Что ж, они познакомятся с тем, что такое “оскал капитализма”. У нас серьезные акционеры. Российский консорциум получил в собственность контрольный пакет, и в любом случае никому ничего изменить не удастся. А для подстраховки мы повторно проведем в ближайшее время еще одно собрание и, если понадобится, сколько угодно собраний. Чтобы исключить возможность с помощью длинных рук влиять на “Востоктрансфлот” из СИЗО”.

Первый тур противостояния, носящего принципиальный характер, на прошлом акционерном собрании между новыми совладельцами “ВТФ” - крупнейшими приморскими компаниями и влиятельным российским банком, с одной стороны, и группировкой “РАЛ” выиграли новые акционеры. Следующий тур - в арбитражном суде.