Звездные болезни отелей

Гостиницам Владивостока жизненно необходим квалифицированный персонал

16 март 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2899 от 16 март 2011
d7f131a8d7d1663b6de15f4f70dff461.jpg Гостиницам Владивостока жизненно необходим квалифицированный персоналСтолице Приморского края гостиничных номеров не хватает катастрофически. Во Владивостоке работают почти 40 гостиниц разного класса, с учетом санаториев и баз отдыха общий гостиничный фонд города составляет менее 4,5 тыс. номеров. Между тем число гостей столицы Приморья к 2012 году возрастет не менее чем в два-три раза по сравнению с текущими показателями – как вследствие роста делового туризма, так и туризма для отдыха. Такая оценка прозвучала на 12-м «круглом столе» «Индустрия гостеприимства: бег с препятствиями», состоявшемся в краевом центре в начале марта.Упадок гостиничного бизнеса эксперты объясняют тем, что до 1992 года город Владивосток был закрытым городом и иностранные инвесторы, готовые вложить средства в отели, появились относительно недавно. В основной массе нынешние отели краевого центра – это реконструированные пансионаты, дома отдыха или санатории­профилактории. Некоторые из гостиниц в центре города ценны, скорее, архитектурной уникальностью, нежели качеством сервиса. Сегодня отсутствие 5¬звездочных гостиниц сдерживает прибытие топ­менеджеров крупнейших компаний, которые, в том числе и по этой причине, отказываются посещать Владивосток. Если в городе проходят какие­то крупные мероприятия, поселить гостей очень трудно. К примеру, некоторые гости Тихоокеанского экономического конгресса, которые по статусу должны были жить в 4¬ и 5¬звездочных номерах, были размещены в отелях более низкого класса. Кадры решают все Предполагается, что на обслуживании двух строящихся пятизвездочных отелей будет задействовано от 700 до 800 человек. Причем топ­менеджерские позиции закроет оператор Hyatt International, а обслуживающий персонал будет подготовлен вузами региона – ДВГУ, ВГУЭС, ТГЭУ и ДВГТУ. Ультимативное условие при трудоустройстве – это владение иностранным языком. Как минимум английским. Кадровые проблемы уже не первый год волнуют участников рынка. На 12¬м «круглом столе» «Индустрия гостеприимства: бег с препятствиями», организованном Дальневосточной гильдией управляющих и девелоперов, еще раз затронули проблему сервиса и проблем обучения в индустрии гостеприимства. – Индустрии гостеприимства в современном понимании этого слова уже больше 12 лет, – рассказывает декан факультета международного туризма ДВФУ Наталья Овчаренко, – за это время многое изменилось. В сервисе готов работать и может работать далеко не каждый. Из всех наших выпускников может пойти в сервис только около 20 проц., и то самые лучшие уезжают в Петербург, например, а то и в Таиланд. С точки зрения теории мы отличники, а практику мы не можем дать, потому что студенты приходят к директорам и просят поставить штамп о прохождении практики. И им ставят. Но на управленческие должности в этом бизнесе можно ставить лишь тогда, когда ученик пройдет все ступени, начиная с официанта или портье, чтобы он понимал «всю кухню». Но у студентов свои амбиции, и будущие администраторы не хотят работать официантами. В этой сфере особо тщательно осуществляется подбор персонала. Ведь администратор в данном случае является лицом заведения. Он всегда должен найти выход из сложной ситуации, не допустить возникновения конфликтов, с радостью ответить на все интересующие постояльцев вопросы. – Основная проблема местных ресторанов в том, что они не признают факта наличия проблем, – говорит академический директор ЧУДПО «Школа гостеприимства» Галина Овсянкина, – между тем проблем существует масса, с персоналом в первую очередь. При обучении нужно охватывать всю тематику – если официант носит тарелки, то он должен уметь только носить тарелки, но если он разговаривает с гостем, отвечает на телефонные звонки, то ему нужны навыки общения. Обучение должно быть технологичным, необходимо обучать персонал языкам. Хороший выход – нанять менеджера по обучению персонала, так расходы на подготовку существенно уменьшатся, но всех проблем эта мера не решит. Примем хоть слона Мы лихорадочными темпами готовимся к саммиту 2012 года, но развитие гостиничного бизнеса Владивостока зависит совсем не от этого. Главное — не разовый, а постоянный поток приезжих. Кажется, что таковых много. Но, судя по состоянию гостиниц, это не так. Если в ресторанном деле за последние годы наблюдается заметный прогресс, то гостиничная сфера особыми успехами похвастать не может. Нашему городу для дальнейшего развития и реализации туристической программы нужно около 15 тысяч номеров, чтобы больше зарабатывать и меньше зависеть от дотаций из федерального центра. Эта база гостеприимства будет работать не только на туристический поток, но и на систему экспорта образовательных услуг и услуг здравоохранения. Такая позиция является одним из ключевых положений стратегии развития Владивостока, разработка которой осуществляется под личным контролем главы города Игоря Пушкарева.В целях укрепления имиджа города как гостеприимной столицы во Владивостоке проходят различные специализированные мероприятия. Включая, например, V дальневосточное первенство по мини¬футболу «Кубок гостеприимства¬2011», которое будет проведено 23 апреля. В этом году участниками спортивного турнира станут девять компаний: руководители, менеджеры и сотрудники гостиничных и ресторанных предприятий, представители туристических организаций. А в рамках 15¬й международной выставки «Дальтур¬2011» пройдет первый профессиональный конкурс за звание «Лучший администратор гостиниц Приморского края». – Чтобы привлечь клиентов, гостиницы придумывают различные фишки, – рассказывает директор гостиницы «Экватор» Виктория Колитенко. – Это анимация, рестораны при гостиницах, воскресные обеды, СПА¬услуги, тренажеры, проводятся интересные конференции. В прошлом, кризисном, году бизнес «провис», но нужно зарабатывать, и мы стали принимать гостей с животными, так что даже если клиент придет не с домашним питомцем, а со слоном, то мы найдем, где и как их разместить. Установили новые стандарты, требования к горничным, номерам, хозяевам, по¬другому стала проходить дезинфекция поверхностей. Сегодня мы наблюдаем ярко выраженные позитивные тенденции в развитии города, в том числе применяются различные методы совершенствования индустрии гостеприимства. Особенно важно, что это не связано напрямую с подготовкой к предстоящему саммиту АТЭС: местному гостиничному бизнесу так или иначе нужно выходить на международный уровень. В городе есть четкое понимание этой необходимости и все необходимые предпосылки, чтобы осуществить задуманное.Справка «В»К саммиту АТЭС во Владивостоке предполагается построить многофункциональный гостиничный комплекс курортного типа в районе мыса Бурного общей площадью 36,7 тыс. кв. метров и гостиничный комплекс делового типа в районе Корабельной набережной общей площадью 35,066 тыс. кв. метров. Каждый на 250 номеров и 375 проживающих. Заказчиком строительства выступает администрация Приморского края, оператором строительства с функцией заказчика является ОАО «Наш дом – Приморье», 100% акций которого принадлежит администрации Приморья.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»