Сергей Дудник стал председателем думы Приморья
В субботу депутаты краевой думы на первом заседании из четырех претендентов выбирали спикера. Вот как это происходило.
Для начала охрана отказалась впускать на заседание думы довольно большую группу журналистов. В том числе РТВ, “Коммерсанта” и газеты “Владивосток”. За две минуты до начала мы уже были близки к тому, чтобы прорываться через милицейский заслон: инициатива принадлежала, как это всегда бывает, женщине, на стороне которой была телекамера и большая энергия.
Представители пресс-службы думы с большим трудом успокоили оставшуюся за бортом прессу и провели ее в коридорчик на восьмом этаже. Мест в зале, где засели депутаты в самом деле не было.
Прежний состав думы редко являлся в полном составе, к тому же в нем было на четыре человека меньше. Нынешние 39 депутатов, несколько чиновников краевой администрации и журналисты разместились едва-едва. Если и в дальнейшем заседания будут проходить здесь, депутаты рискуют друг друга не услышать.
Кандидаты и их программыНа повестке дня был единственный вопрос: выбор председателя. Напутствуя думу, губернатор Наздратенко воинственно заявил: “Вам со мной будет непросто. Наздратенко не тот человек, о котором можно сказать, что он “приятный парень”.
Депутаты от Владивостока предложили не спешить с выбором, а для начала определить цели и задачи деятельности думы и как следует познакомиться. Но их не поддержали. Тогда поступило предложение “после голосования уничтожить бюллетени”, чтобы никто не смог определить, кто и как голосовал. Это тоже не прошло.
На пост председателя выдвинули троих: пограничного генерала Валерия Розова, начальника морской академии Виталия Седых, председателя административного комитета СЭЗ “Находка” Сергея Дудника, а лидер владивостокского блока “Наш город” Сергей Соловьев выдвинулся сам.
Претенденты выступили со своим видением основных проблем края.
Розов подчеркнул, что его нельзя считать “чьим-то человеком”: “В природе нет такого кармана, в который можно было бы посадить генерала Розова”.
Седых пообещал “совершенствовать структуру управления краем”.
Дудник призвал к “консолидации всех сил”.
Соловьев обещал способствовать “улаживанию конфликтов” всех уровней. Судя по тому, что ему задали больше всех вопросов, его программа заинтересовала депутатов. Но вместо того чтобы привлечь к себе голоса коммунистов от оборонных заводов и сельской глубинки, Соловьев сделал ряд неосторожных высказываний. Он заявил, что будущее Приморья в полной демилитаризации, что крестьянин должен стать собственником земли и что будущее образования в сохранении только элитных вузов и планомерной подготовке кадров.
Если он и был честен, то вряд ли был политичен. Дело-то ведь в том, что обсуждения программ претендентов практически не было и не должно было быть. Один из депутатов прямо предложил свернуть прения, так как “мы все уже определились в своих симпатиях”.
Симпатии тайным голосованиемГолоса распределились так: С. Дудник - 21, С. Соловьев - 8, В. Седых - 6, В. Розов - 4.
Судя по всему, такого результата не ожидал никто, кроме сторонников Дудника. На лицах коммунистов, выдвигавших В. Седых, читалось даже не растерянность, а недоумение, им, видимо, “обещали большего”.
Надо сказать, что многие депутаты обещали свою поддержку одновременно разным кандидатам, что и останется на их совести.
Можно ли сказать, что новый председатель думы “ставленник краевой администрации”? Но стоит напомнить, что Сергей Дудник входил в состав прежней думы, и губернатор Наздратенко, выступая в Находке по местному телевидению, его поддержал на выборы в новую думу.
В целом, даже получив 21 голос из 39, С. Дудник должен будет считаться с тем, что минимум треть депутатов постарается сохранить критический настрой по отношению к краевой администрации и к самому Дуднику тоже. Вопрос в том: увеличится ли оппозиция Наздратенко в думе или сойдет на нет до восьми “черепковцев”.
Оппозиция - во имя чего?Собственно говоря, итоги выборов председателя краевой думы 2-го созыва обозначили, что как таковой политической оппозиции в Приморье не существует. Оппозиция губернатору, имея теперь власть и в исполнительных, и в законодательных органах, оппозицией может называться лишь потому, что не имеет своих явных сторонников в краевой администрации. А уж объем власти, которым может пользоваться “оппозиция”, сравним разве что с губернаторской.
Против чего же выступает наша “оппозиция”? Если против увеличения долгов бюджетной сферы, против повышения энерготарифов, против снижения жизненного уровня, то покажите человека, который за все это бы выступал. Нашей “оппозиции” не нравится не “что”, а “кто”. И этот “кто” - Евгений Наздратенко.
Желание иметь на посту председателя думы своего человека, который бы по рангу в Совете федерации стал бы равен губернатору, “оппозиционеры” не скрывали. Победа нескольких депутатов интерпретировалась ими никак иначе, как “оглушительное поражение Наздратенко”, “полное нежелание избирателя поддерживать дискредитировавший себя политический курс”.
Тяга к преувеличениям и переборам вообще очень характерна для нашей “оппозиции”. Виктор Черепков, развернув бурную пропагандистскую деятельность перед избранием спикера, ухитрился причислить Дудника и к коммунистам, и к буржуазии, и к “апологетам Наздратенко”. Чем больше ярлыков, тем лучше...
Видимо, продолжение этой линии будет ощущаться и в дальнейшей деятельности думы, и нас не заставят ждать некие скандальчики и разоблачения.
Хорошо, что у большинства депутатов пока хватило здравомыслия не открывать “огонь по штабам” с первого же заседания. И уже одно это позволяет считать выбор Дудника как победу политического конструктивизма в новой думе над желанием “показать им”...
Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, Владимир ОЩЕНКО, “В”