Крадущийся Тигр, скачущий Кролик...

Какую бы политику ни проводила Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на ее острие неизменно будет Владивосток

30 дек. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2859 от 30 дек. 2010
7cd593af676e1d0ef341742c97bf281a.jpg Какую бы политику ни проводила Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на ее острие неизменно будет ВладивостокНепрерывный процесс строительства объектов саммита АТЭС-2012 стал главным итогом уходящего 2010 года для Владивостока как центра международного сотрудничества со странами Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР). Ни один проект не закрыли, не отменили. Все будет построено в срок, сомнений нет. Но хватит ли этого «приданого» для успешной интеграции в экономику тихоокеанских территорий, нужны ли мы им в качестве партнера, а не поставщика сырья – своим мнением с «В» поделился профессор, заведующий кафедрой мировой экономики ДВФУ Тагир Хузиятов.Стратегией развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года приморской столице уготована роль стартовой площадки для вхождения России в экономическое пространство тихоокеанского региона. Особые надежды, связанные с перспективой усиления влияния России на этих территориях, возлагаются на предстоящую в 2012 году встречу глав государств – участниц АТЭС на острове Русском.Мы спешно готовимся к этому событию: приморская столица сейчас представляет собой сплошную стройплощадку – подпрограммой «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» до 2012 года предусмотрено строительство 48 объектов. Они возводятся все разом ударными темпами. Вся инфраструктура краевого центра испытывает неимоверные нагрузки, начиная от железнодорожных и автомобильных дорог, забитых до отказа грузами АТЭС и разбиваемых вдрызг строительными машинами, и заканчивая инженерными сетями, к которым подключаются объекты саммита. На наших глазах город меняется, мы испытываем неудобства, но нас, как всегда, греют будущие перспективы: рано или поздно эти стройки завершатся и наступит счастливая, сказочная жизнь.– Такой размах и одновременное строительство нескольких десятков объектов ошеломляют наших соседей из стран АТР, – считает профессор Тагир Хузиятов. – Потому как мало кто в своей жизни видел одномоментную реализацию такого количества проектов. Отсюда некие сомнения и настороженность: действительно ли все сделают, уж больно много строек затеяно, это же сколько ресурсов на это надо – финансовых, материальных, людских? Оттого и такой интерес у всех приезжающих деловых людей к стройкам АТЭС, все делегации непременно хотят посетить стройплощадки, воочию удостовериться, что «не нарисовано», не «потемкинские» деревни, что на самом деле масштабные стройки существуют. Операция «Кооперация»Каждый день строительства нас приближает к конечной цели. Мосты, дороги, развязки, кампус и океанариум на Русском, международный аэропорт, пятизвездочные гостиницы, театр оперы и балета, очистные – все это прекрасно. Но есть более важные вещи, чем материальная составляющая подготовки к саммиту. Как говорят компьютерщики, есть железо, а есть софт. Стройки – это железо. Для того чтобы позиционировать Владивосток как центр международного сотрудничества России со странами АТР, нужны идеи, программы по вовлечению страны, края и города в те процессы, что здесь идут, тогда Россию будут воспринимать как полноценного игрока.Сегодня, несомненно, есть точки соприкосновения РФ и АТР, но они сводятся к механизму «купил – продал», то есть экспорт – импорт. Большая часть сделок – возобновляемые. Это регулярные поставки газа, угля, нефти. Например, мы добываем уголь и реализуем за рубеж. Но сделки такого рода – не партнерство, здесь нет взаимодействия, какое должно быть при кооперации. То есть совместное производство. Это когда покупатель вместе с продавцом – производителем участвует тем или иным способом в геологоразведке, в мероприятиях по разработке технологий и повышению эффективности добычи, транспортировки того же угля, газа. Тогда обе страны одинаково заинтересованы в конечном результате. А у нас продавец и покупатель разделены прилавком – им не до партнерства, они выторговывают каждый свою выгоду. Если посмотреть на механизм экономического сотрудничества между странами тихоокеанского региона, то они строятся именно на кооперативной основе, у них есть общие интересы.Самыми перспективными в плане организации совместных производств с иностранными инвесторами считаются традиционные для Приморья отрасли – и прежде всего, это лесозаготовка и деревообработка. Есть прекрасный пример кооперативного сотрудничества ОАО «Тернейлес» и японской компании Сумитомо. В Поселке пластун летом прошлого года заработали два завода, построенных на инвестиционный капитал. Мощности позволяют производить в год 150 тысяч кубометров пиломатериалов и около трехсот тысяч кубометров шпона. Это единственный завершенный в Дальневосточном регионе масштабный инвестиционный проект в лесопромышленной отрасли. Их продукция очень высокого качества и востребована на мировым рынком, поскольку поставляется не только в Японию. Хотя потребители страны Восходящего солнца очень требовательны и то, что они принимают продукцию, которая производится на российской территории, конечно показатель высокого качества и эффективного менеджмента. Но это единичный пример, и мало что можно добавить к нему.В рыбной отрасли почти нет совместных проектов, связанных с глубокой переработкой, совместной дистрибуцией на внешнем или российском рынке. Видимо, программы поддержки рыбопереработки дают сбои – пока отечественные рыбаки слабо мотивированы на организацию береговых предприятий. На сегодня им проще улов продать за границу – и никакой головной боли. В итоге у нас хорошо представлена рыбная продукция из КНР, Европы.Теоретически можно наладить успешное сотрудничество в такой сфере экономики как обслуживание городской инфраструктуры. На прошедшем в сентябре во Владивостоке саммите городов Азиатско-Тихоокеанского региона «Устойчивое развитие городов АТР: новые стратегии развития в условиях мирового экономического кризиса» обсуждался опыт работ многих мэрий и муниципалитетов. Там можно много чего хорошего позаимствовать. И в части организации работ городского транспорта, обслуживании ЖКХ (крайне актуально!), экологии. Мы много говорим о программах энергосбережения. По соседству с нами Япония, один из мировых лидеров в части технологий, энергосберегающего оборудования и т.д. Почему бы вместе не работать? Есть возможности и в такой сфере, как мусоропереработка, которая имеет вполне прагматичную составляющую, поскольку компании-переработчики, помимо очищения воды, воздуха, улиц, получают еще и прибыль. Примеров интересных было много, они вполне коммерческие, пригодные для бизнеса, большого, малого и среднего. Но нужен зачинатель с российской стороны. Надо показать инвесторам без прикрас, без размытости и словоблудия суть проекта. Не следует забывать, что деловых людей не привлекает пустое местно, им больше подходит расклад 50 на 50, или в иной пропорции. То есть должен усматриваться и российский интерес в бизнесе, вложения и ответственность партнера – резидента. Это послужит гарантией его сохранения и развития.Заманить в бизнесВ докладе губернатора Сергея Дарькина «Состояние и перспективы социально-экономического развития Приморского края» на недавнем заседании Совета Федерации Федерального Собрания отмечено, что в Приморье реализуется инвестиционный план, включающий 69 приоритетных инвестиционных проектов с общей стоимостью более 2 триллионов рублей. Это весьма позитивный звонок иностранному бизнесу, но хочу отметить, что у последнего немного информации о реальном российском рынке. Во Владивостоке работают и открываются торговые представительства стран АТР. Но их мало, они не активны и не имеют для потенциальных зарубежных инвесторов, покупателей и продавцов достаточного количества и необходимого качества информации о рынке. А поскольку непонятно, значит рискованно. В итоге сюда идут одиночки, либо крупный бизнес, для которого делается некое политическое решение на уровне правительства. Малый бизнес действует на свой страх и риск. Кому-то повезло и он нашел надежного партнера в России, но многие не находят и теряют интерес к российскому рынку. Им в одиночку действовать трудно, неясны правила игры, как часто и почему они меняются, где гарантии, что условия не будут изменены в худшую сторону. Совсем свежий пример – ведение эмбарго на поставки зерна за рубеж. Бывает неурожай, форс-мажор, но ведь Россия не один год готовила потенциальных покупателей к тому, что страна станет одном из ключевых игроков на зерновом рынке в АТР. Мы много говорили о том, что готовы экспортировать и 10 и 20 миллионов тонн зерна и даже больше, оповещали всех, что строим зерновые терминалы, в портах Ванино, Владивостокском морском торговом. И в одночасье поменяли решение. В день введения в действие эмбарго во Владивостокском порту уже загружалось зерном судно, зафрахтованное компанией «Амурзерно». Груз предназначался для японских покупателей, но его заставили выгрузить обратно, сославшись на неверно оформленные документы. Намерения властей, пытающихся сдержать внутренние цены, импонируют нам, но непонятны иностранцам, настроенных на непременное выполнение взятых обязательств. Непоследовательность отпугивает иностранцев и сводит на нет все наши усилия войти в экономику АТР на равных.Нефть, газ и автогонкиИз отдельно взятых событий уходящего года отметил бы недавнее важное решение совета директоров Роснефти о том что нефтерперерабатывающий комбинат под Находкой будет все же строиться. Разговоров было много, озвучивались разные цифры объемов и даты начала строительства, разные точки, но несколько дней назад было объявлено, что вместо нефтеперерабатывающего завода, как планировалось ранее, госкомпания построит под Находкой нефтехимический комплекс, к его возведению приступят в следующем году. Пока речь идет о первой очереди, рассчитанной на объем переработки в 10 миллионов тонн, а не 20 миллионов тонн, как декларировалось в 2007 году. Предполагалось, что это будет высокотехнологичный нефтеперерабатывающий завод с глубиной переработки более 93 процентов. Возможно, нефехимическая продукция окажется более востребованной на мировом рынке. Также знаменательное событие – заработал нефтеналивной спецморпорт Козьмино. Правда, его запуск осуществили в последние дни 2009-го, но реальная работа началась в 2010 году. Проект уникальный по Дальневосточным меркам, поскольку до се порта такого масштаба и организации работы у нас не было. Это настоящий прорыв нашей нефти в страны АТР. Еще одна новость уходящего года – «Газпром» и японская компания «Мицуи» приступают к технико-экономическому обоснованию строительства в Приморье завода по сжижению природного газа.Проект масштабом поменьше, но не менее важный – с запуском автозавода Соллерс в Приморье появилось автосборочное производство, задачу, поставленную на 2010 год – 13 тысяч машин, он выполнит, с перспективой расширения до 25 тысяч и дальше. Из других проектов – недавно озвученный, который предложила частная компания «Технохолдинг «Сумотори», не особо обласканная центральной властью. Они объявили о намерении построить современный гоночный автодром, с девятью трассами, для проведения соревнований по 18 видов спорта со всей инфраструктурой. Планируется использовать средства частных инвесторов, без участия государственного капитала. Стоимость автодрома составляет два миллиарда рублей, – сумма, сопоставимая с годовым бюджетом Артема. Первые бульдозеры зайдут на стройплощадку в апреле 2011 года. По нашим меркам – это проект, вполне сопоставимый с масштабами спортивных строек Сочи. Им удалось привлечь авторитетную компанию Tilke GmbH & Co., известную проектами гоночных трасс.

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»