Активность приморцев и политическая воля - решение дорожных проблем
Жители Приморья могут добиться ремонта дорог в своем населенном пункте благодаря закону «О наказах избирателей»
Жители Приморья могут добиться ремонта дорог в своем населенном пункте благодаря закону «О наказах избирателей»В Приморском крае, где автомобиль есть в каждой семье, а пробки уже давно являются органичной частью городского пейзажа, проблема качества дорожного покрытия имеет не столько инженерное, сколько политическое значение. Не будет преувеличением сказать, что свое отношение к власти жители часто определяют, проехавшись по улицам своего населенного пункта на личном или общественном транспорте. И не только автомобилисты, но и пешеходы с нетерпением ждут от представителей разных ветвей власти решения дорожных проблем. В Приморье и законодательная, и исполнительная ветви власти хорошо понимают актуальность вышеприведенных утверждений. И это дает жителям края возможность пусть и не одномоментно, но все же изменить ситуацию с качеством дорог к лучшему. Сегодня «В» рассказывает о том, как можно и нужно использовать возможности, предусмотренные законом «О наказах избирателей», который вот уже несколько лет успешно работает на территории Приморья. Надеемся, что кого-то из наших читателей эта статья сподвигнет на более активное участие в судьбе родного города, поселка или села.Правила наказаБюджетные средства, предусмотренные на реализацию закона Приморского края «О наказах избирателей», по решению депутатов краевого Законодательного Собрания направляются на ремонт дорог и улиц муниципальных образований региона начиная с 2004 года. Дороги определены в качестве самого «проблемного» вопроса, поэтому вот уже несколько лет все утвержденные наказы включаются в план мероприятий по краевой целевой программе «Дороги края», в раздел «Благоустройство дорог и улиц в муниципальных образованиях».Чтобы деньги на исполнение наказов были выделены, требуется провести целый ряд процедур. Во-первых, необходимо активное участие граждан в формировании перечня наказов – для этого проводятся сходы избирателей, результаты которых должны быть обязательно запротоколированы. Немаловажным фактором является наличие финансового обоснования для каждого «голосуемого» наказа – депутатам необходимо знать, какая сумма требуется для асфальтирования каждой дороги, внесенной в перечень. Ведь это понимание в дальнейшем позволит парламентариям более конструктивно вести диалог с представителями исполнительной власти.После того как избиратели определятся со своими приоритетами, перечень наказов от округа рассматривается двумя профильными комитетами Законодательного Собрания – комитетом по экономической политике и собственности и комитетом по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам. Бюджетный комитет вносит перечень наказов на утверждение ЗС ПК с учетом поступившего заключения краевой администрации. Утвержденный на сессии краевого парламента перечень наказов избирателей учитывается при разработке и реализации целевых программ, программ и планов экономического и социального развития края, а также при разработке проекта закона о краевом бюджете. Кроме того, когда перечень наказов утвержден на сессии краевого парламента, необходимо получить гарантии софинансирования от местных администраций – согласно закону они должны внести не менее 5 процентов от общей суммы. После этого департамент дорожного хозяйства администрации Приморья вносит утвержденные наказы в план работ по КЦП «Дороги края», а в краевом бюджете появляется соответствующая строка. Депутаты объединяют усилия– Понятно, что для решения всех проблем, связанных с дорогами, предусмотренных законом десяти миллионов рублей недостаточно. Но позитивная динамика налицо: ведь были годы, когда из бюджета на реализацию закона о наказах выделялось всего по одному-два миллиона на округ, – считает вице-спикер ЗС ПК, председатель комитета по экономической политике и собственности Джамбулат Текиев. – Кроме того, даже во время кризиса нам удалось убедить губернатора в важности и необходимости программы наказов, и в бюджете-2010 на нее были предусмотрены соответствующие средства. Думаю, что и в следующем году на эту программу будет выделено 400 миллионов рублей.По словам Джамбулата Текиева, местные власти всегда находят деньги на софинансирование работ по наказам избирателей – главы муниципалитетов отлично понимают, что развитая дорожная инфраструктура является одним из главных условий, необходимых для развития территории. Нередко депутаты объединяют свои усилия, чтобы объекты, ремонт которых требует больших финансовых затрат, тоже были включены в перечень наказов. Ну а во Владивостоке программа наказов органично дополняет масштабную «перестройку» всей системы дорог столицы края.Не количество, а качество! Однако добиться выделения денег на наказы – это лишь полдела. Работа депутатов на этом не закан-чивается, ведь необходимо проконтролировать, как будут освоены средства и насколько качественно подрядчик, выигравший конкурс, выполнит работы. Депутаты ЗС ПК регулярно проверяют качество выполненных по программе наказов дорожных работ, выезжая на место их проведения. Выявленные в ходе осмотра замечания впоследствии устраняются подрядчиками. – Мы ушли от количественного принципа и стараемся в первую очередь добиться того, чтобы дорожные работы были проведены качественно, пусть и на меньшем количестве объектов, – говорит заместитель председателя ЗС ПК Джамбулат Текиев.Закон подстраивается под реалии Как нередко бывает в российской практике правоприменения, действие полезного и нужного обществу закона встречает на своем пути препятствия, обусловленные… общим несовершенством нормативно-правовой базы, и прежде всего федерального законодательства. К сожалению, так получается и с краевым законом «О наказах избирателей». – Все мы являемся заложниками бюджетного законодательства, – говорит депутат от округа № 4 Александр Передня. – Поскольку Россия – северная страна, дорожные работы у нас возможно проводить лишь в течение нескольких месяцев в году, когда среднесуточная температура воздуха превышает плюс десять градусов. А Бюджетный кодекс требует сначала прописать деньги на наказы в краевом бюджете, затем распределить по муниципальным образованиям, которые также должны прописать в своих бюджетах строку на софинансирование наказов… Это происходит в лучшем случае в конце мая, после чего объявляется конкурс на выполнение дорожных работ. По закону он проводится только через 45 дней после объявления – это уже середина июля. Далее, если конкурс состоялся и победитель определен, проходят еще одна-две недели, пока с исполнителем работ согласовываются все детали и заключается договор. В итоге ремонт начинается лишь в августе. Но ведь производственные мощности не наращиваются мгновенно – асфальтобетонный завод не может произвести годовую норму за два месяца. Получается, что деньги, выделенные на наказы, не всегда осваиваются в полном объеме. По мнению депутата, решить эту проблему могло бы принятие бюджета не на один год, как сейчас, а на три-пять лет. В этом случае подрядчики, которые выиграют конкурс на проведение ремонта дорог по наказам, смогут спокойно планировать свою работу на долгосрочный период.– К сожалению, деньги на реализацию наказов в бюджет Владивостока поступают поздно. Если бы конкурсы на выполнение необходимых работ проходили хотя бы в июне, мы бы успели отрабатывать эти деньги. Пока же ремонт начинается ближе к осени, – согласен с коллегой депутат Леонид Премингер. Для решения этой проблемы в 2010 году Законодательное Собрание приняло поправки к закону «О наказах избирателей» – теперь перечень наказов должен формироваться не к 1 июня, а к 1 апреля. Это позволит проводить торги и начинать работы значительно раньше, чем сейчас. Пока же, как показывает практика, примерно в половине случаев неосвоенные до наступления холодов средства возвращаются обратно в краевой бюджет, а в половине случаев их удается перевести на следующий год. В то же время председатель комитета ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст Ахоян в ходе обсуждения перечня наказов на 2011 год предложил внести и другие изменения в закон «О наказах избирателей», сделав его более понятным для населения и полностью исключив возможности для злоупотреблений. Люди видят результат Впрочем, даже если правила реализации наказов в будущем изменятся, главные принципы, на которых зиждется закон «О наказах избирателей» – активное участие населения и активная позиция депутатов, – останутся прежними.– Жаловаться на активность избирателей не приходится, – говорит депутат Эдуард Алексеев. – Когда я приезжаю в тот или иной район, то в первую очередь встречаюсь со старшеклассниками сельских школ и их родителями. Именно они лучше остальных знают, в каком состоянии находится дорога к сельской школе, и как никто другой заинтересованы в ее ремонте. – Запас наказов от избирателей у нас, наверное, пятикратный, – оценивает уровень неравнодушия жителей своего округа депутат Виктор Милуш, представляющий в ЗС ПК северные районы Приморья. – Мой 19-й округ включает в себя четыре муниципальных образования. Это огромные территории, которым на ремонт дорог требуется гораздо больше средств, чем выделяется сегодня. В то же время очень важно то, что люди на деле ощущают действие закона о наказах. Один из самых свежих примеров его работы в моем депутатском округе – асфальтирование улицы Даманской в Дальнереченске, выполненное по решению схода избирателей. Кроме того, в соответствии с пожеланиями населения был отремонтирован целый ряд улиц в других населенных пунктах. – Закон о наказах имеет огромное значение в плане доверия со стороны избирателей к действиям власти. К тому же он дает избирателям возможность проявить свою активность, участвуя в формировании перечня наказов и затем контролируя их исполнение, – уверен депутат Александр Передня. – Люди приходят к своим депутатам, голосуют за наказы, принимают решение. И когда спустя несколько месяцев они видят, что асфальт лежит именно там, где они хотели, то понимают, что власть слышит их мнение. Эта обратная связь дорогого стоит, ведь она укрепляет и авторитет представительной власти – депутатов. Считаю, что главный эффект от закона «О наказах избирателей» состоит именно в этом. И чем больше людей будет участвовать в подготовке перечня наказов, тем лучше! В общем, практика последних нескольких лет убедительно доказывает, что наказы избирателей – эффективный способ добиться проведения ремонта дорог даже там, куда годами не заезжал каток. Благо, что необходимые для этого ресурсы и политическая воля в крае сегодня имеются. А избирателям можно посоветовать только одно: активнее отстаивать свои интересы и плотнее взаимодействовать с депутатами, за которых они голосовали четыре года назад.Справка «В» Краевой закон № 102-КЗ «О наказах избирателей» был принят Законодательным Собранием Приморского края 25 июня 2003 года, а 25 февраля 2004 года утвержден повторно. Этот документ устанавливает порядок организации работы с наказами избирателей депутатам Законодательного Собрания Приморского края, порядок расходования денежных средств, предусмотренных для реализации наказов, а также меры по осуществлению контроля за их выполнением. Кстати В 2010 году на финансирование работ в рам- ках реализации краевого закона «О наказах избира- телей» из краевого и местных бюджетов было вы- делено 400 миллионов рублей. А на внеочередной сессии в августе текущего года Законодательное Собрание утвердило перечень наказов уже на 2011 год. Согласно этому списку в следующем году в го- родах и весях Приморья должно быть отремонтиро- вано свыше 240 объектов – участков дорог, проез- дов и тротуаров. Для реализации всех утвержденных наказов необходимо более 443 миллионов рублей. Предполагается, что 398 миллионов из этой суммы будет выделено из краевого бюджета, а еще 45 мил- лионов – из бюджетов муниципальных образований
Автор:
Александр САЛКОВ, «Владивосток»