Морские крылья Владивостока
Наш город единственный в России, где есть сразу два больших парусника, но этот «актив» пока не занял подобающего ему места
Наш город единственный в России, где есть сразу два больших парусника, но этот «актив» пока не занял подобающего ему местаВо всем мире только во Владивостоке и Токио есть сразу два красавца парусника. Когда имя порта приписки красуется на борту большого парусного судна – это повышает статус города и его престиж, вызывает вполне понятную зависть у жителей других морских городов и закономерную гордость у владивостокцев.Еще бы! Ну кто может устоять перед этой красотой – когда мачты и паруса «Паллады» или «Надежды» неторопливо проплывают по водной глади бухты Золотой Рог и Амурского залива на фоне живописных сопок и сбегающих к морю улиц...Гордость РоссииНо в этой душевной «картине маслом» есть немалая доля горечи. Два японских парусника, приписанные к Токио, имеют в самом центре города свой постоянный причал. Другие суда могут ошвартоваться здесь только в отсутствие законных «хозяев».Когда наши УПС «Паллада» и «Надежда» приходят в любой иностранный порт, их обязательно ставят на стоянку к центральным причалам. Причем не кормой, а лагом (в переводе на сухопутный язык – бортом). Потому что уж больно нравится иностранцам вид легких воздушных силуэтов прародителей современных судов в центре города – словно романтический привет ХХI века из далекого прошлого мореплавания. Поток туристов на наши парусники, пришвартованные в иностранных портах, не иссякает, сколько бы раз ни бросали они там якорь.– В иностранных портах нас просто оштрафуют, если мы повернемся к причалу, а значит и к городу, кормой, – объясняет капитан УПС «Паллада» Николай Зорченко нюансы морского этикета.Во Владивостоке все по-другому. Только по большим праздникам УПС «Паллада» и «Надежда» швартуются в центре города у Корабельной набережной.С одной стороны – президенты разных стран и губернаторы многих городов мира, космонавты, ученые, кинозвезды, побывав на борту владивостокских парусных учебных судов, оставляют восторженные записи в судовой Книге гостей. С другой стороны, обычное место стоянки парусных судов в родном порту – на отдаленных причалах, где их почти не видно. Среди моряков этих экипажей ходит грустная шутка: «Нас посылают известно куда – на задворки города».Можно наговорить сколько угодно красивых слов о парусниках как о «нашей гордости, визитной карточке города» и т.п., но когда они, как бедные пасынки, загоняются на стоянку подальше от людских глаз, выводы напрашиваются сами собой.Школа жизниМежду тем, это только одна сторона проблемы. За более чем 30-летнее существование парусных судов Владивостока тысячи курсантов, обучающихся в морских вузах и техникумах Дальнего Востока, прошли здесь практику. В рейсе уже через неделю курсанты легко и без страха поднимаются на любую мачту, хотя знают, что высота самой большой из них – 56 метров. Они уже понимают, что парусное судно – особо сложная категория судов, требующая высочайшей квалификации. Теперь для них слова «марсовые», «косые паруса», «бизань-мачта» или «топ-мачта» – не пустой звук.Можно сказать, 18-летние парни получают реальное представление о работе в море и своей будущей профессии. Некоторым из них посчастливилось побывать в кругосветном плавании.– Морская практика предъявляет к курсантам серьезные требования, – говорит капитан УПС «Паллада» Николай Зорченко. – В условиях учебного рейса они становятся сильнее и физически, и морально. Учатся преодолевать свои слабости, выполнять скучную, но необходимую работу. Одним словом, вырабатывают в себе мужской характер. А это главное в любой профессии.Когда в иностранных портах «Надежду» и «Палладу» торжественно встречают и ставят в центре города на всеобщее обозрение, на борту ежедневно бывают делегации, а местные жители стараются сфотографироваться с курсантами, молодые парни начинают понимать, что они представляют там не только свой вуз, но и Владивосток, Приморье и всю Россию. Курсанты даже не догадываются, что тем самым исполняют важную миссию «народной дипломатии».Вот эти патриотические чувства и поддержать бы по возвращении в родной порт. Ан нет, «Палладу» опять отправляют куда-нибудь в район Чуркина...В морской фасад не вписались?Удивительно, но про «Палладу» и «Надежду» забыли и при утверждении проекта «Морской фасад Владивостока». По крайней мере, упоминания о закрепленном за ними причале в центре города я не увидела ни в одном документе или пресс-релизе на эту тему.Напомню, что согласно утвержденному проекту морского фасада Владивостока облик города должен очень обновиться до 2012 года – и это происходит уже сейчас у нас на глазах. Что касается причалов в центре города, то, по данным ФГУ «ДВ дирекция Росстроя», в районе 1–2-го причала Владивостокского морского порта будут возведены пассажирские терминалы, рассчитанные на одновременный прием двух пассажирских судов типа Grand Princess. Кардинально изменится 36-й причал, где находился вокзал прибрежных сообщений: причал «выдвинется» на 50 метров в море, а на его месте построят красивую 300-метровую набережную, к которой будут примыкать восемь пирсов для швартовки катеров и паромов. Вместо здания старого вокзала появится современный административно-гостиничный комплекс. Работы на 30-м и 36-м причалах планируется закончить в IV квартале 2010 года.Об учебных парусных судах «Палладе» и «Надежде» в этих планах – ни слова. Неужто забыли?..А у причала, а у причала...Одного желания, безусловно, мало, чтобы «Надежда» и «Паллада» стояли у причальной стенки в центре города – на радость всем нам и туристам. Поскольку причалы, как и вся земля, давно раскуплены-распроданы. На сегодняшний день ни один из причалов в центре Владивостока не принадлежит городу, в основном они находятся в федеральной собственности.Правда, владельцем одного из причалов – № 30 до недавнего времени был Дальневосточный государственный рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз). Но, по информации Росморречфлота, недавно в связи со строительством здесь современной гостиницы – одного из объектов АТЭС-2012 – этот причал был также переведен в федеральную собственность.УПС «Паллада» и «Надежда» тоже принадлежат федеральным ведомствам – Федеральному агентству по рыболовству и Федеральному агентству морского и речного транспорта.Маловероятно, что кто-то из собственников по своей инициативе отдаст свой причал парусникам – прибыль есть прибыль. А если всем миром попробовать договориться? У общественности, депутатов, городской и краевой власти, возможно, найдутся убедительные аргументы, чтобы морской фасад Владивостока украсили мачты и паруса красивейших парусных судов. Пока кто-нибудь не решил, что «Паллада» и «Надежда» лучше будут смотреться где-нибудь в другом месте – например на Москве-реке, чем в бухте Золотой Рог...
Автор:
Татьяна НАДЕИНА