«Артэтаж»: 20 лет спустя
12 апреля музей современного искусства «Артэтаж» отметит юбилей. Большой и серьезный юбилей – 20-летие!
12 апреля музей современного искусства «Артэтаж» отметит юбилей. Большой и серьезный юбилей – 20-летие!«Артэтаж» быстро превратился в безусловное, яркое, значимое явление художественной жизни не только Приморья, но и Дальнего Востока, завоевал уважение в кругу творческих людей, стал в каком-то смысле брендом краевого центра. И что поразительно, 20 лет музей держится на энтузиазме, преданности, если хотите – фанатизме его директора, организатора, вдохновителя – Александра Городнего…- Какое было романтичное время – перестройка, - вспоминает Александр. - И настроение такое: пора что-то в жизни сделать, пора! Уже весной 1989 года я покончил со всеми своими работами и стал, так сказать, на галерейную тропу. Вместе с Сашей Долудой, который к тому моменту расстался с должностью замдиректора пионерлагеря «Океан».К искусству душа у меня всегда тянулась, и друзей-живописцев всегда было много, и ситуацию я понимал. Помню, какой фурор произвела в 1987 году краевая молодежная художественная выставка. Сегодня эта «молодежь» - все уже мэтры. Да и за границей я, как бывший моряк, не раз бывал и видел, какие там галереи современного искусства, причем даже в совершенно захолустных городах. И понимал, что во Владивостоке, который открывается миру, в котором есть художественное училище, институт искусств, нечто подобное просто необходимо. Ведь тогда никому и в голову не приходило оспаривать тот факт, что Владивосток для Сибири и Дальнего Востока – это как Москва для всей России, столица, и не меньше.
Выход на высокую орбитуПервым пристанищем галереи «Артэтаж» стал Приморский театр юного зрителя (сегодня – театр молодежи). Тогдашний главреж Леонид Анисимов сразу уловил перспективу. – Мы нашли спонсоров, - говорит Александр, - чтобы отремонтировать в театре крышу, третий этаж, репетиционный зал, в котором, собственно, и прошли наши первые выставки – групп «Владивосток», «Штиль». Я до сих пор храню буклеты этих мероприятий… Самое интересное, что музей все это время существовал на общественных началах. Саша Долуда директором театра устроился, а я был официально безработным. Первые деньги, помню, получил в 1992, что ли, году – когда у нас появился еще и арт-салон. А в 90-м мы решили показать приморское искусство в Москве. Тогда Москва была мрачным, грязным городом, в котором очень четко ощущалось «предчувствие гражданской войны». Не было никаких комплексов типа «Винзавода», даже ЦДХ был мрачен и скучен. Самые интересные выставки проходили во Дворце молодежи. Я собрал около 150 работ – в основном группы «Владивосток», они даже считают это своей официальной третьей выставкой, привез. И мы выставились во Дворце молодежи. Помню, как тащил с Виктором Серовым на третий этаж дворца бетонную скульптуру Сахарова работы Ненаживина, а навстречу нам шел Илья Глазунов и с интересом на все это смотрел.Выставка понравилась, предлагали даже отвезти работы в Европу, но я решил, что мы сами с усами, у нас тут будет свой рынок развиваться – Япония рядом, Америка… Так оно, кстати, и вышло. Тогда же, в 1990 году , слово «артэтаж» было мною придумано, я и решил, что днем рождения музея будет 12 апреля. Эта дата мне нравится – День космонавтики, высокая орбита. 10 лет в «Белом доме»Первые годы работы «Артэтажа» были почти безоблачными. Тогда казалось, что такая бескорыстная, чистая идея всегда и везде будет находить поддержку. Но, увы, галерее пришлось доказывать свое право на существование, выживать, лавировать в лихих реках 90-х… Впервые галерея стала бездомной именно тогда - Леонид Анисимов выселил «Артэтаж» из здания театра.- А мы только почувствовали, что стали оперяться, - вспоминает Александр Городний. – Как раз тогда в городе прошла выставка «Дизайн-США» и ее организаторы – посольство США в России – подарили нам после закрытия выставочное оборудование. Тут бы и начинать большую работу, а мы без крыши над головой… И тут случилась в «Белом доме» какая-то конференция деловых кругов стран АТР. Нам кто-то предложил: а покажите свои фонды на конференции, может, кто-то из власть имущих и заинтересуется, помещение вам найдет… Ну мы, по сути, просто перетащили оборудование и картины через дорогу, выставили – и вполне удачно! Нахрапом, помню, все вышло… Когда кто-то из администрации спрашивал, мол, что это вы тут делаете, я на голубом глазу отвечал, что есть указание сверху, и на потолок показывал… Выставка понравилась, причем на высшем уровне. Потом была выставка «Фантастический реализм», на которой Мариэль Онодэра представила исключительную технику. Вот как-то так мы и поселились в «Белом доме», и с того же года я начал писать письма всем властям, сколько их было: городу нужен музей современного искусства! Во Владивостоке вообще нет ни городского музея, ни городской галереи! Ситуация, между прочим, не изменилась до сих пор. А сил художественно-изобразительных хватает, более чем достаточно. И уже есть задел – в виде нашей коллекции. И надо привлекать в город с выставками художников из других городов… На письма я никогда отрицательных отзывов не получал, но и поддержки большой тоже не было. Разве что в последние два года глава города стал проявлять внимание и всерьез отнесся к идее организации во Владивостоке городского музея современного искусства. Но тогда… Задача у нас была одна: устоять на ногах. 10 лет мы прожили в «Белом доме», а потом… Сначала на этих метрах рядом с картинами стали проводить выставки сельского хозяйства с живыми петухами и свиньями, потом нас просто выставили на улицу. И если бы не Геннадий Турмов, приютивший «Артэтаж» под крышей библиотеки ДВГТУ… Не знаю, как бы все сложилось. Мечты и разочарования- Сегодня, Саша, оглядываясь на то время, ощущаешь ли ты, что мечты 20-летней давности сбылись?- Нет. Скорее, ощущаю разочарование. Все случилось не так, как мыслилось… Я всегда знал, что у меня некоммерческий проект и с самого начала полагался либо на новых русских Морозовых и Третьяковых - меценатов и спонсоров (кстати, сразу после образования «Артэтажа» я купил в тогдашней «Академкниге» около десятка изданий о русских меценатах и дарил их разным банкирам и бизнесменам), либо на власть. Но надежды не оправдались. Только кровью, потом и собственным здоровьем держу музей. 20 лет на «Дошираке» - и никакой помощи со стороны. «Меценаты и спонсоры» - рвачи, главная задача – схватить и убежать. Городу ничего не дают, только при условии, что им тоже будет выгодно. Это страшно. До сих пор у музея нет штата, я один, нет попечителей – самого важного. Один из полпредов – Олег Сафонов как-то побывал у меня и высказался: даешь дальневосточный музей современного искусства на базе «Артэтажа», я за ночь ему концепцию написал, стал ждать… А потом приходит мне ответ из его канцелярии, мол, на какие такие деньги… И где теперь тот полпред и где его обещания? Поэтому с завистью гляжу, например, на Пермь. Там «Лукойл» дал денег на музей современного искусства – и какой музей! А у нас кто трубопроводы в край ведет? Вот пусть и сделает хоть что-то городу! В Перми попечителями музея стали министр культуры России и Пиотровский, директор Эрмитажа. У нас что мешает? В Ниигате огромный, шикарный музей современного искусства, а через 40 километров от города, в какой-то, простите, дыре – столь же шикарный, с дивным парком, префектуральный музей… Обрыдаться можно! И там висят работы Бурлюка! В Пусане корейцы построили четырехэтажный музей современного искусства с парком, уходящим за горизонт. И все это содержится, люди ходят, выставки одна за другой – то шведов, то бразильцев. А ведь это наши города-побратимы!Я за 20 лет один успел сделать имидж музею во всем мире, «Артэтаж» и в Дании знают, и в Штатах, не говорю уже о Японии и прочих соседях. Так это я один! И без денег! А если будет штат, будет помещение, попечители? Да горы можно свернуть! Конечно, мечтаю увидеть в стенах «Артэтажа» достойные музея работы всего минувшего столетия и настоящего времени, знаю, что Владивосток заслужил это и к этому придет.Неугасимый энтузиазм- То есть мысли все бросить и начать «реальное бабло зарабатывать» тебя ни разу не посещали? - Да я за себя давно уже не отвечаю, я отвечаю за людей, которых представляю.У меня огромный план выставок, уже сегодня на 2011-й все расписано… И главное, что в год проходят три-четыре выставки, которыми я точно могу гордиться. В фондах уже более 500 единиц хранения. Раз в месяц пополняю фонды – чаще картины мне дарят, что-то меняю, изредка покупаю… Был в прошлом году в Европе, в Питере, выставку туда возил «Уровень моря», обошел многие мастерские, так Валерий Лукка подарил портрет Мандельштама. А Лукка – это имя, да какое! Он в Третьяковке, в Русском музее выставлялся! Недавно Павел Шугуров подарил большую литографию Андрея Белого, уже знаменитого на Западе художника.- Твой энтузиазм не угасает…- А как иначе, когда каждое утро я открываю почту и нахожу в ней просьбы о выставках от художников со всего мира буквально, даже из Африки! И знаю, что в июне будет свою коллекцию Пусанский музей представлять, осенью бельгийский художник Герн де Смит выставит инсталляцию и видеоарт, а потом - любимая моя группа «Владивосток»...- На 20 лет вперед смотришь?- Да я дальше смотрю! Я вечером ложусь спать – рисую Владивосток, каким он будет, строю его. Я эти мосты еще в школе построил! И небоскребы, и церкви… А сейчас строю в голове тот город, который будет в конце нынешнего века. А юбилей отмечать буду скромно. Приглашу старых друзей. А салютов не будет. Ведь эти 20 лет не розами были усыпаны. Это 20 лет, если угодно, стояния на рубеже. 20 лет обороны по всем фронтам.Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ