Учителя тоже люди?

2010 год, как известно, объявлен годом учителя. На мой взгляд, немного удивительно – после года семьи и молодежи. В самом деле, почему не год, скажем, пенсионеров? Или, например, чем плох год милиции?

19 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2683 от 19 февр. 2010

2010 год, как известно, объявлен годом учителя. На мой взгляд, немного удивительно – после года семьи и молодежи. В самом деле, почему не год, скажем, пенсионеров? Или, например, чем плох год милиции?С годом учителя как-то сразу не заладилось. Чего стоит только трансляция сериала «Школа» режиссера Валерии Гай Германики по Первому каналу. Добродушные обыватели в один голос начали кричать: «Кошмар! Чернуха! Убрать!». Оставим технические характеристики сериала, который, чего уж греха таить, правдоподобно описывает учителей. Конечно, можно заявить, мол, в моей школе такого не было – а значит, и нигде таких учителей и детей нет. Вранье, одним словом. Сильный аргумент, даже возразить нечего.Германику можно недолюбливать, но одного у нее не отнимешь – она первая решила показать нам реальную школу. Проблема случайных людей в сфере образования лежала на поверхности, но в нашем обществе почему-то не принято это обсуждать. Нам с детства твердили, что учитель всегда прав. Прав даже тогда, когда бьет указкой по рукам и учебником по голове...Моя мама работает учителем начальных классов в обычной общеобразовательной школе. И мне хорошо известно как то, что знают многие, так и то, о чем не принято говорить – ведь у всего есть изнанка. Я не стану говорить, что школа формирует моральные нормы и подобные общеизвестные вещи. Школа имеет на детей большее влияние, чем принято думать – это факт. Сколько я встречала людей, чувствующих себя неполноценными из-за того, что на них в свое время навесили ярлыки – трудный, необучаемый, бесхарактерный, тупой...Скольких сломала эта система, где любое детское проявление личности всячески подавляется! Среднестатистический педагог усматривает в желании самовыражения протест не только против системы, но и против лично себя. Конечно, у преподавателя больше рычагов власти, чем у ученика. Поэтому с детства твердят – не спорь с тем, кто сильнее тебя. Так школа формирует конформизм. Сначала – школа, потом это продолжается в университете. И этого вполне достаточно для того, чтобы взрастить пассивное поколение, не желающее и не умеющее не только мыслить вслух, но и делать это самостоятельно.Но что это я все о плохом да о плохом. Разве у нас не полно замечательных людей? Я сама могу назвать пару-тройку человек, которых я спустя годы вспоминаю, причем довольно часто. Знаете, как можно оценивать работу учителя? Недавно была в школе, как раз перед буржуйским Днем влюбленных. На письменном столе валялась куча валентинок, плюшевых сердечек и прочей милой дряни. Так вот – кому дарят, тот и заслужил. Валентинка – это не бутылка коньяка, не букет цветов на экзамен и не пять тысяч рублей в карман.Тут недавно зарплату учителям подняли. Молодцы. Правда, о том, что убрали пару «смешных» надбавок, умолчали. Мне мама по секрету рассказала, в какую сторону изменилась зарплата после «повышения». А вы говорите – повышение социального престижа профессии, развитие творческого потенциала...

Автор: Ольга СИРОТКИНА