Заблудились в трех «березках»

Горожане испытывают пагубную слабость к покупкам под открытым небом

17 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2681 от 17 февр. 2010

НА УЛИЦЕ Русская, в районе автовокзала расположено как минимум три продуктовых рынка. И только один из них – «Березка», размещается в капитальном здании, что позволяет сделать покупки в теплом помещении, комфортных условиях и быть при этом уверенным в надлежащем качестве продуктов. Поэтому в скором времени «Березка» будет расти здесь в гордом одиночестве, либо конкурентам придется потратиться на крытые павильоны. Согласно федеральному законодательству все рынки розничной торговли к 2013 году должны переехать в капитальные строения, около 20 подобных рынков Владивостока уже перебрались в здания. Однако практически во всех районах столицы Приморья есть места стихийной торговли, где продажа осуществляется из железных контейнеров.Рядом со зданием автовокзала расположился ряд подобных контейнеров – рынок ООО «БМК-Приморье», где можно приобрести все: от мяса и рыбы до мороженого и фруктов. Вот только какого качества эти продукты? Ведь в таких условиях соблюсти все правила хранения продтоваров невозможно, и они остаются беззащитными от свойственных Владивостоку перепадов температур. Перемороженные растительное масло и конфеты, рыба «с душком», даже моющие средства, потерявшие свои качества – лишь малая часть того «изобилия», что можно приобрести под открытым небом. Однако наших соотечественников трудно переубедить: предпочитаем рисковать, думая, что выгадали, отоварившись на рынке.– Всю жизнь покупаю продукты на рынках, ведь порченное и в супермаркете можно купить, а тут все же дешевле, – уверена женщина, представившаяся просто Марией. Такое пристрастие к рынкам обосновано, если нет альтернативы. Но когда есть выбор: сделать покупку в железном контейнере, озябшими пальцами отсчитывая купюры, или в комфортных условиях торгового павильона, приверженность к рынкам под открытым небом выглядит странно. Отвечающий всем нормативным требованиям крытый рынок «Березка» находится в нескольких минутах ходьбы от автовокзала. – Покупаю продукты в «Березке» уже несколько лет, – отмечает пенсионерка Лидия Ивановна. – Хотя живу на улице Шошина, приезжаю сюда. Здесь есть магазин социальной поддержки населения, где и сахар, и хлеб подешевле. Рыбный отдел, мясной, овощи можно купить. Скамейки стоят, есть, где сумки поставить, и самой присесть – передохнуть.Администрация ООО «Березка», как и ветеринарная лаборатория, находятся в соседнем здании.– Для любого заведения очень важна репутация, а мы чрезвычайно дорожим своей, – уверяет администратор «Березки» Алексей Анисимов. – В «Березке» работает администрация, ветлаборатория, в случае любого правонарушения ответственный всегда найдется. Любой покупатель, усомнившись в качестве продукции, может сдать ее на анализ. Однако наш национальный менталитет дает о себе знать: люди видят солидный крытый рынок и думают о высоких ценах. Но наш рынок – это социальная направленность, мы в первую очередь ставим задача не поднимать цены, за счет этого привлекая как можно больше покупателей. Люди приходят, смотрят, делают покупки и возвращаются вновь. У нас есть постоянная клиентка, которая живет в районе Первой речки, но за продуктами ездит к нам.В нескольких метрах от «Березки» – контейнеры, в витринах – бутылки с растительным маслом, которое имеет не привычный прозрачно-желтый цвет, но белый – из-за низкой температуры. Страшно предположить, что происходит под непрозрачной упаковкой с йогуртами, сметаной, зефиром, стиральным порошком, кремом. Однако покупателей у контейнеров не меньше, чем в «Березке». Ответ у любителей делать покупки на свежем воздухе на наши недоуменные вопросы один: «Здесь дешевле». Безусловно, для пенсионеров экономия в пять-десять рублей является существенной. Скромный бюджет не позволяет задумываться о том, что приобретенные по несколько более доступной цене мясо или овощи могут стать серьезным испытанием для здоровья. Прибавим к этому множество отработанных годами способов обмана и обвеса покупателей, а также полную безнаказанность, ведь найти администратора рынка стихийной торговли – задачка не из простых. Тем более, что мы своими глазами убедились: чаще всего цены в контейнерах не ниже, а выше, чем в торговых павильонах. Например, горбушу на рынке ООО «БМК-Приморье» можно приобрести за 85 рублей, а в «Березке» – за 80, кижуча – в контейнере за 130, а в павильоне – за 110 рублей. Пшеничная мука, купленная в контейнере, будет стоить 20 рублей, в крытом рынке – 18. Вареная колбаса из «Березки» обойдется на 30-40 рублей дешевле. Существенная разница, не правда ли?– Мониторинг, проведенный специалистами, показал, что цены на стихийных рынках такие же, как на благоустроенных торговых площадках, а порой выше, – подчеркнул мэр Владивостока Игорь Пушкарев. – Только в местах незаконной торговли за качество продаваемой продукции никто не несет ответственности, а там, где все оформлено по закону, всегда есть ответственное лицо. Безусловно, вопрос упорядочения системы розничных рынков — непростой, но администрация города будет его решать, учитывая как правовые моменты использования земель, так и комфорт горожан.И еще один негативный нюанс: на месте контейнеров рынка ООО «БМК-Приморье» должен располагаться остановочный комплекс. Но вместо этого гости краевого центра, приезжающие из всех уголков Приморья, вынуждены толкаться среди покупателей стихийного базара, поскольку арендаторы позволили себе нарушить условия договора. Вполне закономерно, что по распоряжению главы города стихийный рынок будет ликвидирован в течение двух месяцев.

Автор: Анастасия Эпова Семёновна