Поздно, дядя, пить тосол?
Принятую правительством госпрограмму бонусной утилизации старых авто некоторые экспертов считает явно запоздавшей
Весной этого года начнет работать экспериментальная государственная программа утилизации старых автомобилей. Премьер-министр Владимир Путин на днях одобрил соответствующий законопроект, а это значит, что с 8 марта до 1 ноября 2010 года за автомобиль старше 10 лет, сданный автодиллеру, можно будет получить 50 тысяч рублей. Ряд экспертов, правда, считают, что антикризисная мера правительства запоздала на год. Стоимость программы обойдется бюджету в 11 млрд рублей, 10 млрд рублей выделяется на субсидии для приобретения машин. Попасть в нее могут те автовладельцы, у кого железный конь изрядно потрепался – был выпущен с конвейера 1999 году или ранее, и был собственностью последнего хозяина не менее одного года. Еще 1 млрд рублей выделяется на то, чтобы субсидировать транспортные расходы торговых организаций, направляющих автомашины в пункты утилизации. Как утверждает сайт Минпромторга, за счет государства в России планируется осчастливить бонусами при покупке новых авто 199 тыс. автовладельцев. На полученный сертификат можно будет покупать машины, которые производятся в России, но не только ВАЗ, «Ладу», ГАЗ или УАЗ, но и бренды зарубежных компаний, которые производят их на территории России. В перечне, опубликованном Минпромторгом, более полусотни моделей. Ожидаемый срок обращения документов при условии сдачи старого авто и покупки нового в одном регионе, – 3-5 дней. Напомню, что экспериментальная госпрограмма утилизации старых авто –детище Министерства природных ресурсов РФ. А впервые с предложением ввести в России «премии за металлолом» в марте 2009 года выступил премьер-министр РФ Владимир Путин. Он дал задание разработать программу стимулирования спроса Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину. Как считают российские эксперты, такая программа может иметь успех в России: почти половину отечественного автопарка занимают машины старше 10 лет, а около 400 тысяч автомобилей, зарегистрированных в ГИБДД, брошены либо разукомплектованы.И, тем не менее, представители автобизнеса новую госпрограмму утилизации старых машин и выдачу взамен сертификатов на покупку новых, называют скорее лишь «декларацией намерений» государства, потому что в деталях новая система не проработана. «Непонятно, как и кем будет обналичиваться сертификат, какие конкретно предприятия в Приморье будут заниматься утилизацией старых машин и есть ли у них на это разрешения. Процесс переработки может нанести вред окружающей среде, а значит, должен сертифицироваться, – сказал гендиректор ЗАО «Хабиба» Александр Хабибуллин. – Не понятно так же, каким образом будут идти деньги, которые обещает выделять государство автовладельцам». Не исключено, так же что предприимчивые граждане незаконно не воспользуются возможностью на получение 50-тысчячного бонуса от правительства. И в связи с этим возникает еще один вопрос: «На каком этапе и чем будут подтверждаться выданные сертификаты о том что машина, в самом деле, сдана?». Будет ли это свидетельство о регистрации, копия паспорта транспортного средства или какой-то иной документ. «Неясно и кто будет выдавать сертификаты на 50 тыс. рублей – утилизирующая компания или автодиллер, и кто будет контролировать эти документы, – считает Александр Хабибуллин. – Все это дает широкое поле для злоупотреблений». В Управления охраны окружающей среды и природопользования краевой администрации считают, что в Приморье проблема с утилизацией автомобилей во Владивостоке сейчас не так остра, потому что существует система переработка и экспорта металлолома за рубеж. «А 10 назад администрация Владивостока вынуждена была утверждать программу по очистке города от брошенных машин. В тот период появилась первая коммерческая организация, закупившая прессовочное оборудование», – считает начальник отдела муниципальных экологических программ Наталья Федорец. Но в компании «Соллерс – Дальний Восток» с этим не согласны. Как рассказала «В» пресс-секретарь компании Варвара Настырь, в дальневосточном филиале компании сейчас как раз озадачены поиском подходящих центров утилизации автомобилей, чтобы у приморцев была возможность сдать старое авто и приобрести новое транспортное средство, но в данном случае – тех, что будут собраны на конвейере во Владивостоке. Первые поиски партнеров в Приморье для совместного участия в госпрограмме не увенчались успехом. Факт появления экспериментальной программы, рассчитанной на 19 регионов России, профессор кафедры мировой экономики ДВГУ Тагир Хузиятов называет положительным, но считает, что ее надо было принимать еще в начале кризиса для поддержки отечественных автопроизводителей.По мнению собеседника «В», если в целесообразности задумки сомнений нет, то в стоимости сертификата они есть. В одних регионах 50 тысяч рублей будет достаточно, а в Приморье эти средства вряд ли станут стимулом для покупки отечественных авто, к которым у нас относятся настороженно. «Ведь полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев так же предлагал повысить сумму компенсации выплачиваемой владельцам утилизируемых автомобилей автомобилистам региона. По его мнению, эта сумма должна быть не менее 80-90 тыс. рублей, – напомнил Тагир Хузиятов. Не исключено, что очередная задумка правительства в виде госпрограммы утилизации старых авто, не проникнет в сердца приморцев, привыкших к качественным и надежным импортным автомобилям. Как не оценили они, и льготные кредиты на модели отечественного автопрома. Правительство РФ косвенно подтвердило провал прошлогодней программы поддержки русских автопроизводителей с помощью льготной перевозки новых автомобилей на Дальний Восток. Услуга не пользовалась спросом – из выделяемых для этого 2 млрд. руб. было израсходовано всего 265 млн. руб. А недавнее решение Минфина передать 1 млрд. руб. из денег на перевозку автомобилей на другую статью, доказало крах идеи.
Автор: Татьяна БАУЛИНА