Конюхов и пираты
За спиной этого неугомонного путешественника более сорока походов и экспедиций по всем широтам матушки Земли. Побывал на всех континентах, в 70 странах мира, плавал по всем океанам и во многих морях.В одиночку совершил четыре кругосветки. Но опасности подстерегали его не только в виде штормов, ураганов и болезней. О встрече с современными пиратами Федор Конюхов рассказывает нашему корреспонденту.
За спиной этого неугомонного путешественника более сорока походов и экспедиций по всем широтам матушки Земли. Побывал на всех континентах, в 70 странах мира, плавал по всем океанам и во многих морях.
В одиночку совершил четыре кругосветки. Но опасности подстерегали его не только в виде штормов, ураганов и болезней. О встрече с современными пиратами Федор Конюхов рассказывает нашему корреспонденту.
– Удивительные дела творятся в наше время, – говорит Федор Филиппович. – На суше в ряде стран мощные правоохранительные органы не могут справиться с бесчинствующими бандитами и террористами, а на море – с разгулявшимися разбойниками-пиратами. И это при современных средствах разведки, связи и вооружения, авиации и транспортных средствах, при быстроходных кораблях и катерах. Наглому пиратскому нападению подвергаются крупные и небольшие суда, парусные и моторные яхты, в чем мне довелось убедиться на собственном опыте.
Во время кругосветного плавания на яхте «Формоза» я впервые серьезно заболел. Меня бросало то в жар, то в холод, мучила жажда, расстроился желудок, кружилась голова, в глазах плыли фиолетовые круги. Сильная тропическая жара доконала меня окончательно. Возможно, я отравился пресной водой, давно хранившейся в пластмассовых канистрах. И уже не мог нормально ставить и убирать паруса. Полуживой, еле добрался к одному из Марианских островов, затерявшихся в Филиппинском море. Попал в госпиталь для бедных. За мной ухаживала медицинская сестра – тридцатилетняя вдова китаянка Лиань Чиньше. Узнав, что я русский, прониклась ко мне уважением и через двое суток взяла меня к себе домой. Она была удивительно чуткой, душевной женщиной, к тому же оказалась народной целительницей. Думаю, что выжил и встал на ноги только благодаря ее заботам и особому лечению.
Она поила меня китайским чаем и какими-то настоями, прикладывала ко лбу листья местных растений, от которых исходил тонкий аромат. Это заметно снижало головную боль. Кормила вареной рыбой с рисом, фруктами и овощами. Здоровье быстро шло на поправку. Меня лечила даже ее благожелательная улыбка. И добрые слова в отношении русских людей (к счастью, она немного знала русский язык). Я же рассказывал ей о своих дружеских встречах с китайскими моряками. Вскоре смог выходить на веранду, вдыхая приятный свежий воздух и любуясь красивой субтропической природой.
Однажды медсестра рано пришла с работы и была очень расстроена. Лицо бледное, на глазах слезы. «Что с тобой? Ты заболела?». «Нет, я здорова. Беда случилась – твою яхту кто-то украл!». И Лиань искренне расплакалась. Внутренне я тоже рыдал и спросил: «А раньше на вашем острове яхты воровали?». Она кивнула утвердительно и еще больше заревела. Очевидно, как жительница острова, она и себя считала виноватой в пропаже «Формозы». Сдерживая волнение, попросил ее отвезти меня в местный яхт-клуб. «Но ты еще больной, Федя». «Ничего страшного, я должен что-нибудь узнать о яхте, иначе ее угонят далеко или продадут».
По пути она доверительно сказала: скорее всего, пираты перевели яхту на соседний остров Манагаха, что на расстоянии 50–60 миль отсюда. Как быть? В моей жизни чего только не случалось, и каждый раз я выкарабкивался из самых сложных передряг. И тогда подумал: неужели мне суждено навсегда остаться в чужом краю, на далеком острове и до конца дней своих коротать жизнь в качестве Робинзона Крузо? И больше не увидеть своих близких, родную Россию? Нет, такие мысли не по мне, надо действовать! В яхт-клубе на висящей на стене карте увидел, где находится пиратский остров. Но как туда добраться?
Мой план возник мгновенно, когда увидел подошедший к причалу мощный катер. Из него вышли пиратского типа морские волки и направились в бар. Но за причалом наблюдал дежурный по яхт-клубу. Как его отвлечь? Выразительно посмотрел на Лиань, а затем кивнул головой в сторону дежурного. Моя сообразительная помощница оживленно заговорила с мужчиной. Мгновение – и я уже в катере! Под двумя мощными моторами «Джонсон» с ветерком мчусь на встречу с неизвестностью. К вечеру добрался до острова. Побродил по берегу и в небольшой бухточке увидел свою «Формозу», привязанную к бую! Сердце мое учащенно заколотилось. Еще сильнее расстроился, когда узрел: на борту сидят пятеро бородатых бандитов, выпивают и, видимо, поглощают запасы моих продуктов. Притаившись за скалой, наблюдал за ними. Ночью трое пиратов сели в надувную лодку с мотором, стоявшую у борта яхты, и ушли к противоположному берегу. Осталось двое!
По положению Луны я определил: было часа три ночи (свои часы подарил в знак благодарности Лиань). Разделся до плавок, вещи укрепил на голове и поплыл. Ориентировался по свету в одном из иллюминаторов «Формозы». Усиленно работал руками и ногами, так как в голове все время сверлила мысль о морских ядовитых змеях, обитавших в том море, а их укус смертелен. И временами казалось, что они касаются своими холодными телами моих ног! Я неплохой пловец, но после болезни так ослаб, что эти несколько сотен метров казались мне километрами. Перевернулся на спину (вещи ушли на дно), чтобы ноги были ближе к поверхности воды и подальше от морских гадюк. Посмотрел на звездное небо. Обращаясь к самой яркой звезде, попросил ее о небесной помощи. Мною двигало огромное желание – дойти к цели и вернуть яхту даже ценой смертельной схватки с пиратами. Наконец доплыл, прислушался – тишина. С трудом взобрался на кормовую площадку. Мое «пиратство» продолжалось. Теперь надо взять судно на абордаж! Какая-то нелепица – свою же яхту должен отвоевать!
Бесшумно прошел по палубе и присел за рулевой тумбой. Перевел дыхание, снова прислушался. В этот напряженный момент взял в руки оружие – металлическую ручку от шкотовой лебедки. Постучал в дверь штурманской рубки. Услышал приближающиеся шаги. Один из разбойников высунул голову в проем двери. Вполсилы двинул ручкой по затылку. Он молча опустился на палубу. Быстро связал ему руки и прошел в салон. На столе увидел батарею бутылок и пивных банок. Значит, злоумышленники «обмывали» свою добычу. Возмутился – красавицу «Формозу» подонки превратили в пивнушку! В салоне стоял спертый воздух, насыщенный запахом спиртного и табачного дыма, что для меня всегда было противным. На пороге своей каюты услышал храп. Это в моей кровати спал другой пьяный пират. Вооружившись дубовой разделочной доской, я подергал его за рукав спортивной рубашки. Довольно высокий парень еле открыл глаза и приподнялся на локтях. Увидев незнакомого человека, пытался схватить меня руками за горло. Действуя уже в целях самообороны и не давая бандиту опомниться, тяжелой доской врезал ему по морде. Он упал на кровать, видимо, досматривать свой пьяный сон. Иначе я не мог поступить. Пираты наверняка были вооружены, и мне тягаться с ними было опасно. Но считаю, что поступил с такими подонками гуманно.
Выйдя на палубу, я взял четырехмиллиметровый трос, которым как-то вытаскивал на палубу пойманную акулу, связал руки и ноги пришельцев, несмотря на их слабое сопротивление и бормотание. А потом для верности обвязал, подобно пауку, и все тело. Так проявилась моя злость за коварный поступок бандитов. Но вот выбросить людей за борт, как рекомендовали мне потом некоторые, я, человек православный, не мог. В какой-то момент мне даже стало немного жалко их. Влил им в рот немного виски и завязал им рты, чтобы не звали на помощь своих сообщников. И начал эвакуацию – аккуратно опустил их на резиновую лодку, усадил спиной друг к другу. Лодку привязал к бую, уверенный, что дружки вернутся сюда. И на «Формозе» поспешил покинуть это проклятое место. Хотя ночью в незнакомой обстановке обычно не снимался с якоря.
... Второй раз с морскими разбойниками я столкнулся в Карибском море, острова которого кишат современными флибустьерами. Как я вскоре понял, для них захватить яхту с одним капитаном не составило бы труда. И они уже нацеливались на это, как только я вошел в порт Кастри, что на острове Сент-Люсия (Малые Антильские острова). Мне предстояло пройти до Панамского канала мимо опасных островов 1500 миль. Здесь лоцией Атлантического океана рекомендовано идти с большой осторожностью и не в одиночестве, а взять опытного моряка, хорошо знающего местные условия. Менеджер яхт-клуба Джереми Палмен посоветовал зайти в ресторан «Джимми». Там, мол, собираются искатели приключений и всякий сброд, поэтому следует быть очень осторожным. Бывают среди них и порядочные люди, из которых можно подобрать надежного спутника.
Что это за публика – завсегдатаи «Джимми», я вскоре убедился. К моему столику сразу же подсел один старый морской волк с толстой сигарой в зубах и без обиняков стал расспрашивать, куда я держу курс. Признался, что болен раком, лечится виноградным вином, но это не помешает ему быть мне лоцманом до Панамского канала. Только надо зайти на другой остров и взять там ящик вина! Я сразу понял, что такой помощник мне не подходит. Другой собеседник представился Мартином Пинсоном, бывшим капитаном каравеллы… «Пинта» в экспедиции Христофора Колумба! И он довольно точно описал историческое событие – первооткрытие островов в Новом Свете. Принимая его игру, я с любопытством слушал рассказ о далеком плавании, тем более что перед своей кругосветкой перечитал все о Колумбе. Старый мариман-фантазер, руки которого густо были покрыты причудливой татуировкой, более или менее точно и забавно оперировал фактами пятисотлетней давности, не забывая при этом опрокидывать одну стопочку за другой. Навязывалась мне в напарники и официантка ресторана, отговаривая от дружбы с авантюристом Мартином! И тут я вспомнил о бандах флибустьеров, в которых участвовали и отчаянные женщины – то в качестве соблазнительной приманки для доверчивых моряков и судовладельцев, то для выуживания нужных сведений у конкурирующих групп. Эта Кармен могла привести яхту прямо в лапы пиратов на каком-то острове.
Наслушавшись бредовых разговоров, я будто окунулся в какую-то приключенческую историю, и мне захотелось поскорее вернуться на «Формозу». Убедиться, что она по-прежнему стоит на якоре. Что ее не постигла такая же участь, как это было в районе Филиппинских островов. Да и зачем мне напарник? До этого я же справлялся с управлением двухмачтового судна, самостоятельно дойду и до Панамского канала. Незаметно покинув портовый кабак, устремился к причалу. Слава богу, моя шлюпка оказалась на месте…
Не могу забыть о встрече, а точнее, о прямой угрозе захвата бразильскими пиратами моей яхты «Современный гуманитарный университет». На ней я участвовал в международной парусной гонке «Вокруг света – в одиночку». Дело шло к финишу в американском порту Чарлстон. По левому борту еле виднелись берега Бразилии. Вдруг из-за дымки выскочила быстроходная шхуна без флага и названия и стала приближаться к яхте на опасное расстояние. На мое приветствие по-английски – никакого ответа. Ну, подумал, это уже плохие признаки. Моментально вспомнил предупреждение лоции – в этой зоне могут бесчинствовать современные флибустьеры, которые захватывают яхты и небольшие суда, расправляясь с членами экипажа или беря их как заложников. На всякий случай приготовил заряженную сигнальную ракетницу.
Когда несколько рослых флибустьеров подготовились перепрыгнуть на борт яхты, я выстрелил из ракетницы и попал в рубку. Было много дыма и шума. Среди нападавших началась паника, заработали огнетушители. Кроме ракетницы готов был применить и ружье для подводной охоты. И даже кипяток, который согрел для чая. А тем временем задул хороший ветер, и я поспешил уйти от дьявольского места…
Рассказываю об этом, чтобы другие яхтсмены учли мой опыт и всегда были готовы к подобным встречам со всякого рода морскими разбойниками и авантюристами.