Закон против снега

Администрация Владивостока нашла способ, как бороться с дорожными компаниями, плохо очищающими городские магистрали от снега и льда: отдавать муниципальный заказ на обслуживание дорог автономным учреждениям, минуя торги. Депутаты гордумы идею поддержали, одобрив предложенные чиновниками поправки в муниципальный закон. Прокуратура города пригрозила обеим ветвям власти судебным иском.

16 дек. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2650 от 16 дек. 2009

Администрация Владивостока нашла способ, как бороться с дорожными компаниями, плохо очищающими городские магистрали от снега и льда: отдавать муниципальный заказ на обслуживание дорог автономным учреждениям, минуя торги. Депутаты гордумы идею поддержали, одобрив предложенные чиновниками поправки в муниципальный закон. Прокуратура города пригрозила обеим ветвям власти судебным иском.Поводом для продвижения выгодного документа стали зачастившие во Владивосток снегопады и плохо справляющиеся с расчисткой дорог дорожные компании. Даже спустя неделю после третьего снегопада движение автотранспорта по дорогам затруднено, а обледеневшие тротуары наводят ужас на горожан. Представители мэрии обвиняют в снежном коллапсе дорожные компании, выигравшие тендеры на право уборки городских трасс. Компании-однодневки участвуют в муниципальных торгах, получают бюджетные деньги, при этом не имея за душой ни дорожной техники, ни рабочих. Попытки чиновников противостоять этому, выставив ограничения в условия конкурсов, пресекаются антимонопольной службой. Администрация, перечисляя на счета победителей миллионы бюджетных рублей, вынуждена из фонда МУП «Дороги Владивостока» передавать им еще и спецтехнику, купленную опять же за бюджетные деньги.Раздавать муниципальные заказы на выполнение дорожных работ только через торги обязывает чиновников городской администрации федеральный закон. По задумке законотворцев, это не дает возможность транжирить бюджетные средства и не создает предпосылок для коррупции – отдавать выгодные заказы приближенным к чиновникам структурам. Но результат этой «экономии» горожане пожинают с конца осени, когда во Владивостоке выпал первый снег. Тогда в «Сером доме» и родилась идея, как найти общий язык с теми, кто обслуживает городские магистрали, – предложить депутатам гордумы поправки в «Положение о содержании и строительстве автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на территории Владивостока». Они дают мэрии альтернативные способы решения проблемы – привлекать автономные муниципальные учреждения к выполнению работ без конкурса.– Если мы получим право самостоятельно привлекать к уборке дорог автономные учреждения, то сможем контролировать их и наказывать, – пояснил заместитель главы Владивостока Алексей Литвинов. – В заказе будут прописаны задание, сроки исполнения, стоимость работ и т.д. По этому пути идут многие города, обжегшиеся на тендерах.А обосновали свою позицию чиновники с помощью Бюджетного кодекса и закона об автономных муниципальных учреждениях.По мнению большинства депутатов гордумы, федеральный документ, разрешающий отдавать муниципальные заказы только через аукционы, не во благо народа, и из других регионов поступило несколько десятков поправок в него. – Как проходят нынешние тендеры известно: приезжают ребята с телефонами, опускают стоимость лотов в десятки раз, а потом или перепродают полученный контракт, или, получая деньги, не могут его освоить, – поделился житейским наблюдением председатель комитета по городскому хозяйству Вадим Глазунов.На заседании гордумы депутаты поправки приняли сразу в трех чтениях. Но ложку дегтя добавила городская прокуратура: одобренные поправки противоречат закону и коррупционны. – Федеральный закон разработан для того, чтобы экономить бюджетные деньги. Формулировки его четкие и не дают двоякого толкования, – возмутился представитель городской прокуратуры в думе Алексей Клецкин. – Если компании работают плохо, то мэрия обязана штрафовать их, а не придумывать новые документы.Представители мэрии утверждают, что намеренно пошли на этот шаг, предвидя судебные тяжбы.– Это пояснит, законен ли Бюджетный кодекс, разрешающий выделять автономным учреждениям субсидии на оказание муниципальных заказов, – сказал заммэра Алексей Литвинов. – А при существующем порядке мы не можем в любой момент расторгнуть договор с нерадивыми компаниями. Что в итоге дает повод сомневаться и в эффективности расходования бюджетных средств. Прокуратура же считает, что закон допускает существование автономных учреждений, работающих по заданию местной власти лишь в определенных областях.– А процедура строительства дорог, их ремонт и обслуживание оговорены в отдельном документе и не могут быть иначе истолкованы, – настаивал Алексей Клецкин. – Придуманный мэрией шаг не исключает, что автономное учреждение, получив заказ, также не наймет посредника для выполнения работ.По мнению надзорного органа, принятые депутатами с подачи администрации Владивостока поправки создают предпосылки для нерационального, коррупционного расходования бюджетных средств.– Мы предлагаем лишь альтернативную форму привлечения рабочей силы, – не соглашается Алексей Литвинов. – В городах, где подобные поправки приняты, нет судебной практики, потому что никто не сказал администрациям, что их действия неверны.Несмотря на протест прокуратуры, администрация Владивостока готова идти в суд, чтобы создать прецедент и доказать, что экономный платит дважды.

Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА