Утром – деньги, вечером – без стульев

Мошенничество, то есть обман, или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом, со временем получило широкое распространение. Какие только его формы и направления не изобрели современные последователи Остапа Бендера. Они продают воздух и в

10 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2595 от 10 сент. 2009
07a07e46b747836e81d6e7006887f9e9.jpg

Мошенничество, то есть обман, или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом, со временем получило широкое распространение. Какие только его формы и направления не изобрели современные последователи Остапа Бендера. Они продают воздух и взимают плату за услуги, которые не оказывают. Страдают от этого, как обычно, потребители. Прошедшее приморское лето порадовало щедрым урожаем не только дачников, но и предприимчивых людей: в отдел защиты прав потребителей обратилось немало граждан, пострадавших от действий мошенников.

Осторожно: двери…

Компания по продаже, доставке и установке дверей «Мекодор» зарекомендовала себя как надёжное, в срок исполняющее обязанности предприятие. Поэтому жители края смело вносили предоплату, а некоторые и полную стоимость дверей ещё до их установки.

На приморском рынке компания «Мекодор» появилась более пяти лет назад, предприятию принадлежали сеть салонов во Владивостоке и несколько магазинов в других городах. Ещё весной этого года ничего не предвещало банкротства и исчезновения компании: заключались договоры с чёткими сроками выполнения услуг. Однако в документально оговорённое время никто не приезжал устанавливать оплаченные клиентами двери.

Когда встревоженные покупатели начали названивать в «Мекодор», сотрудники извинялись, говорили, что во всём виноваты поставщики, которые задерживают товар. Через некоторое время объясняли – вагон сформирован, и в ближайшие недели двери прибудут во Владивосток. Но вскоре и на звонки отвечать перестали: предприятие попросту исчезло.

– Мы ездили и в магазины, и на склад, но никто ничего вразумительного нам не сказал, – говорит Владимир, заказавший несколько межкомнатных дверей на 250 тыс. рублей. – Трагизм ситуации заключается в том, что заказ я делал не для себя, друзья из другого города попросили…

Ещё одна покупательница Ирина до момента свершения сделки несколько лет наблюдала за работой предприятия, да и родственники пользовались услугами «Мекодора». Ирина выбрала семь межкомнатных дверей стоимостью 14500 рублей каждая. Естественно, что нужная сумма нашлась не сразу, накопили и в марте этого года сделали заказ и внесли предоплату – 80 процентов (за это предприятие сделало скидку десять процентов).

Оговорённый срок установки долгожданной покупки наступил в конце мая. Когда никто не приехал, Ирина позвонила в «Мекодор»: сроки перенесли на середину июня, затем – на середину июля. За это время Ирина провела собственное расследование.

– Мне удалось выяснить, что в салонах «Мекодора» сейчас находятся другие фирмы, телефон офиса не отвечает, – рассказывает женщина. – Удалось дозвониться до одного из поставщиков фирмы - фабрики «Краснодеревщик» в Челябинске, где ответили, что сотрудничество с ООО «Белг» (которое работало под торговой маркой «Мекодор») прекращено ещё в 2008 году.

Как сквозь землю

Обманутые потребители обратились в Роспотребнадзор и правоохранительные органы.
– В Управление Роспотребнадзора поступили четыре письменные жалобы и бесчисленное количество звонков относительно ООО «Белг», – говорит заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Галина Полупанова. – Некоторые из звонивших подчёркивали, что произвели стопроцентную оплату дверей. Но ни дверей, ни денег, ни руководства компании разыскать им не удалось. Потребители пытались связаться с ними около трёх месяцев. Наши специалисты при подготовке контрольных мероприятий также не смогли установить место нахождения предприятия и его руководства. Поэтому мы были вынуждены обратиться в Центр по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке УВД Приморского края и сообщить о фактах злоупотребления доверием граждан.

Кроме того, специалисты Роспотребнадзора советовали обманутым клиентам самостоятельно и без промедления обращаться в милицию и подавать исковые заявления в суд по месту жительства. Что и сделали некоторые из обманутых потребителей, у других возникла проблема: отсутствовали договоры и правильно оформленные бухгалтерские документы об оплате услуг. В очередной раз специалисты Роспотребнадзора поразились безграничному доверию, а скорее – юридической неграмотности населения.

– Поступают жалобы, выливается огромное количество эмоций, а подкрепить их зачастую нечем – попросту отсутствуют какие-либо документы. Другие потребители прилагают к письменным жалобам приходно-расходные кассовые ордера, однако на них нет должной нумерации или печати предприятия. Это не документ, – подводит итог Галина Петровна.

В органы судебной защиты обращаться с подобными «документами» бесполезно. В пакете документов обязательны печать данной организации и квитанции: кассовый чек или приходно-расходный зарегистрированный, пронумерованный кассовый ордер. Если это строительный подряд, то к договору должна прилагаться спецификация с перечнем запланированных работ и стройматериалов с указанием цены. Документы необходимо хранить на протяжении всего гарантийного срока, который даёт компания на ту или иную услугу.

Домофонный лохотрон

– Мы постоянно просим потребителей быть внимательнее, однако из-за неграмотности в вопросах защиты своих прав или неумения себя защитить люди добровольно отдают свои деньги непонятно кому. Зачастую на уловки недобросовестных компаний попадаются люди пожилого возраста. Завлекают клиентов такие компании обещаниями всевозможных скидок, коротких сроков исполнения заказа и подарками при полной предоплате, – перечисляет Галина Полупанова.

Ещё об одном случае неприкрытого мошенничества в отдел сообщили жители дома № 52 на ул. Карбышева. По квартирам ходили некие предприимчивые люди и взимали плату за пользование домофоном. Оценив «заботу» компании о себе (не нужно никуда идти, доброжелательные сотрудники приходят домой в удобное время), благодарные граждане без сомнения отдавали деньги и забывали о визите. Ровно до того момента, как настоящая компания не отключила домофон за неуплату.

– Возможно, бдительность жильцов усыпило то, что «сотрудники» вручали им квитанцию, подтверждающую оплату, – предполагает Галина Петровна. – На самом деле приходно-расходный кассовый ордер, выступавший в качестве квитанции, можно купить в любом магазине канцтоваров.

Последователи Остапа Бендера получили желаемое и растворились на улицах Владивостока, компания подала заявление в органы внутренних дел, а потребителям, возможно, придётся выплатить деньги за пользование домофоном ещё раз.

– Неприятно, но факт: люди, сталкиваясь с мошенниками, теряют деньги и теряют веру в наши законы, – считает Галина Полупанова. – Положением «О федеральной службе» Роспотребнадзор лишён многих прав, наша компетенция находится в определённых границах в ст.17 закона «О защите прав потребителей», чётко оговаривается, что защита осуществляется судом. Поэтому не нужно бояться обращаться в суд.

Автор: Анастасия Эпова Семёновна