Ох уж эта анатомия
В сборник «Там, где меняют законы» входят три повести – «Стальной король», «Только голуби летают бесплатно» и «Ничья».
В сборник «Там, где меняют законы» входят три повести – «Стальной король», «Только голуби летают бесплатно» и «Ничья».
Читая эти повести, Лоцман думал о многом. Например, о том, что традиции Юлиана Семёнова – худшие, заметим, традиции – живут и побеждают. А также о том, что Эзоп в русских писателях будет жить вечно. Или о том, что Юлия Латынина - отличный журналист, глубоко Лоцманом уважаемый, но, увы, её литературное творчество ждёт та же судьба, что и большинство журналистских произведений вообще – они канут в безвестность, им отмерен очень малый срок, они – бабочки-однодневки, живы, пока жива конъюнктура.
Тяжело быть политическим журналистом в России – да, наверное, и не только в России. Знаешь так много, а сказать можешь так мало, если, конечно, ты не самоубийца. А во многих знаниях многая печали, как известно. И чайник может кипеть так сильно, что крышку сносит давлением пара… И тогда возникает идея написать роман. Без намёков и «похожих» фамилий, просто – роман. В котором показать схемки, работающие беспроигрышно; вскрыть, так сказать, гнойники, а читатель, коли не дурак, так всё поймёт. И романы пишутся. И схемки в них действительно понятные, и волосы на голове шевелятся от понимания, что это не писательские выдумки, а так оно всё и есть. Эзоп жил, Эзоп жив, Эзоп будет жить.
Но в подобном подходе кроется несколько ловушек, не избежала которых и Юлия Латынина. Первая – «ловушка имени Юлиана Семёнова». Именно он ввёл в моду все эти «романы-анализы», «анатомии политических преступлений»… В своё время их в библиотеках выдавали только под залог паспорта. А сегодня? Кто сегодня читает «Пресс-центр» или там «ТАСС уполномочен заявить»? Семёнова помнят по «Семнадцати мгновениям весны», да и то больше благодаря фильму. А книги его – все до единой – скучны и затянуты. Та же беда у Юлии Латыниной. Читать экономические схемы, даже изложенные на языке братвы с примесью мата (а именно так, по версии автора, общаются между собой бизнесмены), всё равно скучно.
Вторая ловушка заключается в том, что, отдав много сил на проработку «эзоповско-семёновской» части своих произведений, Юлия Латынина не находит сил на разработку героев. Они схематичны, нежизнеспособны и одинаковы. Они ведут себя не так, как живые люди, а так, как требуется по сюжету. Они, по сути, не главные герои, а оформление, декор. От декора много не требуется. Но в тот момент, когда главные герои становятся декором для «анатомии преступлений», книга умирает. Потому что про экономические схемки сегодня в курсе почти все – даже те, кому не пришлось стать политическим журналистом. И нельзя на схемках строить литературное произведение, если, конечно, изначально не видеть в нём однодневку.
На схемке «Короля Лира» не напишешь и «Вишнёвый сад» тоже. Тут подход должен быть с точностью до наоборот. Как только Юлия Латынина это прочувствует, её книгам будет суждена долгая счастливая жизнь.
Автор: Ваш Книжный Лоцман