Полтергейст, похожий на хулиганство

Гроб, он работу любит, говаривал в известном романе Ильфа и Петрова гробовых дел мастер Безенчук. Как будто знал о «бродячих» гробах на острове Барбадоса. Ну и задали же они работу исследователям! И отнюдь не в производственном смысле.

26 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2586 от 26 авг. 2009

Гроб, он работу любит, говаривал в известном романе Ильфа и Петрова гробовых дел мастер Безенчук. Как будто знал о «бродячих» гробах на острове Барбадоса. Ну и задали же они работу исследователям! И отнюдь не в производственном смысле.

Как-то заезжие туристы сфотографировались у входа в один склеп с криминальной репутацией. Вместо стоящей перед объективом персоны на снимке получился обтянутый рваной кожей скелет с ухмылкой. Не зря, выходит, самый продвинутый из них, представившийся экстрасенсом, отказался фотографироваться у входа в усыпальницу под предлогом ощущения некой исходящей оттуда опасности.

Всё началось с того, что в 1807 году в склеп плантаторов Чейзов-Эллотов занесли покойницу - Томасину Годдар. Семейная усыпальница была сооружением весьма оригинальным и очень основательным: стены из кирпичных и коралловых блоков, восемь ступеней вниз под землю, арочный потолок под метр восемьдесят, вход закрыт плитой синего мрамора… Через год здесь прибавился миниатюрный гробик двухлетней Мэри-Анны-Марии Чейз. Затем в склеп доставили её старшую сестру Доркас, которая, по слухам, покончила с собой из-за домогательств своего отца, оставившего о себе память как «самый гнусный человек на Барбадосе».

В 1812 году в склеп внесли домовину самого злодея – папаши Томаса Чейза и содрогнулись: внутри царил разгром. Гробы валялись выпотрошенные и перевёрнутые. Проделки чернокожих кладбищенских работников? Но, во-первых, многотонная мраморная плита по-прежнему подпирает вход. А во-вторых, аборигены боятся привидений.

Тяжёлые свинцовые гробы водворили на места. Всё основательно закрыли и подпёрли – на века. Но через полгода в семье случилось несчастье – умер 11-месячный Сэмюэль Брюстер Эймс. Подземелье вновь открыли – и снова увидели в нём беспорядок. Как раз накануне случился мятеж тутошних невольников. Не акция ли это в пику ненавистным рабовладельцам? Но синяя плита на месте…

Через шесть недель скончался отец знатного младенца Сэмюэля – и опять жуткая картина в склепе: металлические гробы с яростью раскиданы. А ведь свинцовый гроб и впятером не сдвинешь с места.

Необъяснимыми явлениями занялись вплотную колониальные власти. Наводнение? Землетрясение? Никаких следов. Рабочие не сомневаются: колдовство.

В 1819 году склеп опять открыли, чтобы схоронить госпожу Кларк, - уже при стечении заинтересованной публики и в присутствии губернатора острова сэра Комбермера - храбреца и безбожника, участника наполеоновских войн. Он первым увидел гробовой развал и приказал немедленно посыпать пол песком в надежде обнаружить на нём следы любителей мрачных розыгрышей, а мраморную плиту покрыть слоем цемента.

18 апреля 1820 года, не дождавшись смерти кого-нибудь из владельцев склепа, губернатор велел открыть подземелье – и его глазам предстала всё та же картина. Чтобы пресечь нездоровые толки, власти распоряжаются замуровать склеп.

Но джинна уже выпустили из бутылки – и гипотезы-объяснения посыпались одна за другой. Происки жрецов вуду – раз. Масонский заговор с целью подтверждения постулата о нашем возрождении после смерти – два, причём во главе заговора не кто-нибудь, а сам губернатор острова да ещё вкупе с руководством церкви. В-третьих, шуму наделали огромные грибы-дождевики, гораздые взрываться с бешеной энергией. На таинственные хлопки в недрах склепа якобы обратил внимание один из прадедов нынешних Чейзов, о чём повествует сохранившаяся с 1820 года бумага. Четвёртая причина - инопланетяне, изучающие реакцию жителей Земли на паранормальные явления. Ну и конечно же полтергейст. Доркас уморила себя голодом, Томасина вроде бы тоже свела счёты с жизнью самолично - сплошной суицид. А про склонность к буйству самоубийственных фантомов знает всякий.

Однако самоубийц в мире много, а Барбадос со своими гробами один. Хотя кто сказал, что один? Через четверть века после событий в склепе Чейзов поступило сообщение об аналогичном случае на острове Куресааре у берегов Эстонии: в склепе семейства Буксхоудинов гробы оказались сваленными в кучу после похорон молодого офицера, который застрелился. И в Англии был случай. И в Австралии. Попытки разоблачить злоумышленников там тоже ни к чему не привели.

Полтергейст? Что ж, похоже. И версия с инопланетянами при этом не отпадает: события оказались подозрительно близки во времени. А может, союз потусторонних и внеземных сил, заключённый за спиной озадаченного человека?

Перечисленные гипотезы получили развитие в конце прошлого столетия, когда загадочные происшествия уже сделались историей. В 1996 году на Барбадос приехали Пэм Вильсон и Саймон Проберт из Пенарта. Мистер Саймон - по роду занятий распорядитель похорон заснялся на ступеньках замурованного склепа. На введённом в компьютер снимке плюс к Саймону пропечаталась измождённая костлявая физиономия женщины. Доркас? Томасина? Или кто-то ещё? У истории явно вырисовывается продолжение.

Автор: Элеонора БОНДАРЕВА