Макушка айсберга

На прошлой неделе Следственное управление СКП РФ по Приморскому краю сообщило результаты проведённого анализа практики расследования уголовных дел коррупционной направленности. «Чемпионами» среди статей УК, применяемых для «коррупционных» дел, стали служе

19 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2582 от 19 авг. 2009
7dae91128b69c19df3bcce1f527cc3c9.jpg

На прошлой неделе Следственное управление СКП РФ по Приморскому краю сообщило результаты проведённого анализа практики расследования уголовных дел коррупционной направленности. «Чемпионами» среди статей УК, применяемых для «коррупционных» дел, стали служебный подлог и злоупотребление должностными полномочиями — 32 и 10 соответственно из 70 уголовных дел, возбуждённых СКП с начала текущего года.

Сотрудники СКП сделали фактически бесспорный вывод (цитируется дословно): «…Как правило, преступления данной категории совершаются лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти, правоохранительной службы и имеющими специальное звание или классный чин, муниципальной службы…».

Но если верить тому же следственному комитету и его «старшей сестре» — прокуратуре, то наиболее часто попадаются на коррупции работники сферы здравоохранения и образования. «Конкуренцию» им по частоте таких эксцессов составляют разве что инспектора ДПС ГИБДД, таможенники, да ещё где-то в хвосте плетутся судебные приставы-исполнители. В то же время такие серьёзные дела в отношении чиновников остаются исключением из правил, равно как и «высокое начальство» правоохранительных структур, МВД, прокуратуры (с СКП), ФСБ и, упаси господь, судебной системы. Хотя в отличие от толкования следствия в народе главными проявлениями коррупции считают не столько даже собственно взятки с откатами (их получение-дачу), сколько наш пресловутый блат, результатом которого является круговая порука должностных лиц и пробить которую просто невозможно.

Примеры попыток одолеть «круговую оборону» (поруку?) чиновников встречаются в СМИ чуть ли не ежедневно: то тут, то там граждане сетуют, что их жалобы на действия-бездействие должностных лиц (вопреки закону, кстати!) возвращаются на рассмотрение по существу тем же лицам, чьи действия-бездействие граждане обжаловали! Например, жалуется гражданин вышестоящему начальству на действия какого-нибудь департамента, а ответ на свою жалобу получает откуда? Верно: из того самого департамента, который, вполне естественно, находит обжалуемые действия своих сотрудников совершенно законными и безупречными. В суде, правда, департамент потом по тому же делу проигрывает, но судебное разбирательство — это уже отдельная тема, дополнительные усилия, хлопоты и затраты гражданина, который пытался ранее добиться законных решений от чиновников во внесудебном порядке.

Что это, если не коррупция в её самом махровом цвете? А ведь ни о каких взятках речи не было. Таким образом, приходим к «народной» формулировке коррупции: это когда не исполняется либо прямо нарушается закон, попираются права и интересы граждан, а мер по пресечению этого беззакония не принимается.

СКП же в качестве примеров «антикоррупционных» дел приводит, в частности, уголовное дело, возбуждённое в отношении сотрудника межрайонного отдела УФСКН по ПК по Уссурийску Колесника и адвоката Макеева, осуждённых фактически за шантаж и вымогательство, которые следствием и судом квалифицировались как мошенничество. На самом деле осуждённые, заведомо зная о непричастности гражданки к преступлению в сфере наркоторговли, запугивали её привлечением к уголовной ответственности и хотели денег за «избавление» от такой ответственности - и попались. Оперативники ФСБ, куда обратилась потерпевшая, задокументировали обстоятельства и факт получения денег этой парочкой. Приговор - два и три года лишения свободы.

Другой пример: уголовное дело, которое в настоящее время слушается судом Находки, где двоих сотрудников МРО по Находке совместно с пятнадцатью (!) сотрудниками ДПС ГИБДД ГУВД Находки обвиняют в незаконном оформлении фактов изъятия у граждан наркотических средств. (Говоря проще: наркополицейские совместно с гаишниками подбрасывали водителям наркотики, а потом их изымали с теми или иными последствиями.) Приговора ещё нет, дело достаточно объёмное и путаное, в ходе его слушания судом защита ссылается на многочисленные процессуальные нарушения, и исход пока трудно предсказуем, хотя само дело весьма показательно.

Впрочем, «достаётся на орехи» и чиновникам вроде начальницы отдела Земельной кадастровой палаты гражданки Сидоровой, которая «…явно превышая свои полномочия, выдала гражданину справку со сведениями из государственного реестра земель кадастрового района, после чего путём обмана похитила его денежные средства, потребовав от него за выданную справку более 30 тысяч рублей…» и пошла под суд по ст. 285 (превышение полномочий) и 159 (мошенничество).
И пресловутых медиков в СКП не забыли, приведя в пример обвинение участкового терапевта в выдаче за деньги здоровому гражданину больничного листа….

Между тем подобные коррупционные скандалы продолжаются: то в городах и районах края выявят госслужащих с поддельными дипломами, то установят факты неправомерной регистрации транспортных средств. В одном из недавних случаев уголовное дело завели в отношении оперативника уголовного розыска и инспектора ДПС, которые намеревались получить с гражданина 70 тысяч рублей за возврат ему ранее угнанной автомашины — и это, кстати говоря, не единственный случай в Приморье.

Пока не возбуждено уголовное дело в отношении владельцев фирмы, занимавшейся отправкой автомашин в центральные регионы страны и обманувшей своих клиентов. Одной из «пропавших» в этой фирме и позже найденных машин также пользовался сотрудник милиции, но оправдался тем, что, используя чужую машину, он якобы искал её настоящего владельца…

Буквально на минувшей неделе очередной коррупционный скандал — в этот раз в ГИМС МЧС (государственной инспекции по маломерным судам). Там главный государственный инспектор сначала был уличён в выдаче прав на управление маломерным судном за взятку в 25 тысяч рублей, а во время обысков, прошедших на прошлой неделе, нашлись и были изъяты крупные суммы денег (более двух миллионов рублей!), а уголовное дело враз обогатилось новыми эпизодами.

О чём это говорит? По усреднённому мнению народа — о том, что коррупция в Приморье, как и по всей России, встречается чуть ли не на каждом шагу. И взятки, как справедливо отметил президент Дмитрий Медведев, лишь часть проблемы, которая на самом деле куда глубже. Поэтому 70 уголовных дел, о которых отчитался СКП, — не просто мало, а катастрофически мало. Это даже не вершина айсберга, три четверти которого под водой скрыты от глаз, а лишь макушка на этой вершине.

Автор: Семён АНИСКИН