От колобка до пахана

В Спектакле «Все мои мужья», что недавно прошёл на сцене театра имени Горького, Сергей Никоненко играет старика. Трясущиеся ноги, дребезжащий голос, тросточка, седина… А вне сцены разве что седина возраст выдаёт! Крепкий, красивый – ни за что не скажешь,

26 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2552 от 26 июнь 2009
da75dc86c4ffdcbabe990ccfe95810d7.jpg

В Спектакле «Все мои мужья», что недавно прошёл на сцене театра имени Горького, Сергей Никоненко играет старика. Трясущиеся ноги, дребезжащий голос, тросточка, седина… А вне сцены разве что седина возраст выдаёт! Крепкий, красивый – ни за что не скажешь, что вот-вот 70. А голос какой, голос – с ума сойти…

- Сергей Петрович, вы петь любите?

- Только в Кремле! – хохочет народный артист России. - Даже не в Большом театре, для меня это мелко… Нет, я серьёзно. Года три назад на юбилее дорожно-патрульной службы пел песню про инспекторов ГАИ – в Кремлёвском зале и вот совсем недавно, к Дню Победы, там же пел «Песенку фронтового корреспондента» (напевает отличным баритоном: «От Москвы до Бреста нет такого места…»).

- Вы родились в 1941 году и, что называется, были на оккупированной территории… Вам это не мешало в жизни?

- Нет. А что с меня было взять, если я был грудной? Мама рассказывала, что танкисты Гудериана меня на руках нянчили… Они ведь тоже были люди…

- Нравятся ли вам современные фильмы о войне?

- Давайте сравним два фильма «Звезда» - снятый в 1949-м Александром Ивановым и современный, снятый Николаем Лебедевым. На мой взгляд, тот фильм, старый, по всем параметрам превосходит новый. По проработке характеров, по драматургии, по глубине… Таких работ, как работы Николая Крючкова, Василия Меркурьева, Лидии Сухаревской, в новой ленте нет! И близко не было! Единственный, кто мне больше нравится, это Игорь Петренко, он играет лучше Анатолия Вербицкого, хотя тот и был невероятно красив, статен.

- Вас радуют сегодняшние молодые актёры?

- И радуют, и огорчают. Допустим, Сергей Безруков очень порадовал меня, когда играл в театре Есенина. Это было для меня открытие – такой юный, а столько души! Но уже в фильме «Есенин» он стал работать на голой технике. И в роли Пушкина он мне не очень понравился, хотя я и снимался в этом фильме. Меня Наташа Бондарчук убедила, что Серёжа – лучший, показала уже отснятую сцену дуэли, которая была впечатляющей. Я согласился, потом, когда понял, что в фильме драматургия слабая, хромает, много недоработок, было уже поздно. К этому фильму у меня много претензий… А потом вышли «Мастер и Маргарита» - и я обалдел! Я ведь у Юрия Кары снялся в «Мастере и Маргарите» в роли Стёпы Лиходеева, алкоголика. Мне удалось посмотреть фильм Кары полностью, почти подпольно, вы же знаете о печальной судьбе этой картины… Так вот в фильме Кары все – кроме одной! – работы были на несколько порядков выше, чем в фильме Бортко. Там Понтия Пилата играет в самом расцвете творческой мощи и силы Михаил Ульянов. Разве можно сравнить его с работой Кирилла Юрьевича, ведь он уже был на склоне лет, одуванчиком, по сути… А какой у Кары Бездомный - Сергей Гармаш великолепный, какая Маргарита - Настя Вертинская, какой Каифа - Вячеслав Шалевич, какой Левий Матвей - Лев Дуров! Я уверен, что это лучшая роль Дурова! Очень надеюсь, что фильм выйдет-таки к зрителю, он этого достоин. Но! Если сравнивать роли Иешуа в этих фильмах, то я скажу: Серёжа Безруков сыграл так, что Николаю Бурляеву и не снилось. Это небо и земля! Я когда увидел, ахнул.

- Если вспомнить фильм «Классик»… Вы в жизни в бильярд играете?

- И очень прилично. В отличие от партнёров по фильму, кстати, которые впервые на площадке в руки кий взяли, не знали, как к столу подойти. Не случайно мне федерация бильярда подарила после «Классика» бильярдный стол – за мощный вклад в популяризацию этого вида спорта и искусства. Я часто говорю: бильярд – это вам не шахматы, тут думать надо. Это только кажется, что всё просто: попади в шар… Нет! Надо просчитать, куда он потом пойдёт. Требуются мастерство, знание психологии, чтобы понять партнёра…

- У вас огромное количество ролей, вы так много работаете, потому что вне кино и театра жизни не мыслите?

- Да, работаю много. Вот уж в 192-й роли снимаюсь. Представляете? Это страшно! Сколько за этим вокзалов, поездов, самолётов…

В этом году исполняется 50 лет, как я поступил во ВГИК. У нас был очень сильный курс, я учился вместе с Жанной Болотовой, Жанной Прохоренко, Галиной Польских, Ларисой Лужиной, Лидией Федосеевой-Шукшиной, Евгением Жариковым, Николаем Губенко – сейчас уже серьёзным государственным мужем… Жаль, что половины ребят уже нет…

А работаю много я по инерции (???????). Если серьёзно – как можно не заниматься тем, что тебе интересно, тем, что является твоим призванием? А моё призвание – творчество. Когда берёшь что-то новое, постигаешь, погружаешься, отображаешь…

- 190 ролей… Вы ни от одного предложения не отказываетесь?

- Ну почему… Отказываюсь, если времени не хватает. Сроки, понимаете, находят друг на друга, а то я бы и больше сыграл. Вот совсем недавно молодая девушка-режиссёр приглашала меня на роль в фильме о войне, «Рябиновый вальс», что ли, называется. А у меня по срокам – никак!

Отказываюсь от фильмов, от которых с души воротит. Как-то предлагали мне колоссальные деньги за, скажем честно, мерзопакостную порнуху. Разумеется, отказался. Важно, какое художественное значение будет у фильма, сериала или спектакля, какой человеческий заряд он несёт… Если этот фильм даст мне возможность сказать людям что-то неожиданное, доброе, интересное – зачем отказываться?

Из свежих работ назову несколько: у меня на выходе фильм «Чёрта с два», где я сыграл… Я же вообще очень много переиграл милиционеров, до генерала на экране дослужился. А тут играл пахана, главаря самой мафиозной структуры – имидж, так сказать, поменял. Даже усы сбрил по просьбе режиссёра – потом отращивал снова. В этом году снялся в небольшой, но очень интересной роли профессора литературы в итальянском фильме. Съёмки были в Венеции, Риме, Москве. А сейчас снимаюсь в фильме «Аптекарь» по повести Владимира Орлова, автора книги «Альтист Данилов», помните эту замечательную вещь? У меня одна из главных ролей, со мной играют Светлана Ходченкова, Михаил Ефремов.

- Вы не только артист, но и как режиссёр сняли 16 фильмов…

- И продолжаю снимать. Вот сейчас на выходе фильм «Аннушка», только-только закончил, год жизни отдал. Всего в нём 16 серий, в центре – судьба юной русской женщины. Отличный сценарий, музыку написал Евгений Крылатов на стихи Евгения Евтушенко, Николая Рубцова… Песни эти, я точно знаю, уйдут в народ, их будут петь!

- Наверное, вы любимец наших органов правопорядка…

- А то! Каждый год Рашид Нургалиев лично приглашает 10 ноября, на почётное место сажает… Хотя у меня ведь не все милиционеры были положительными, если помните фильм «Дети понедельника», там я играл мента-алкоголика и взяточника…

- И таких в реальности немало…

- Коррупция – она не только в милиции. А в школе? В поликлинику без коробки конфет и соваться не стоит…

- Как вам кажется, это болезнь общества или времени?

- Времени? Помните, у Карамзина спрашивали, что сейчас происходит в России? «Воруют!» - отвечал он. А Меншиков? Герой Полтавы – и руки по плечо в казну запускал, за что и был бит Петром палкой… Эта метастаза в наше общество глубоко проникла, чем лечить – не знаю даже. Потрясениями большими? Вряд ли…

- Вы живёте в доме, где жил Есенин, основали есенинский культурный центр…

- Я бы назвал это частным музеем. Когда-то сыграл Есенина, много читал о нём и, даже когда закончил сниматься, продолжил собирать, покупать книги о Есенине, его окружении, с кем он дружил, с кем не дружил. С тех пор прошло много лет, а я не бросил это занятие. Потом нашёл в Москве дом, квартиру, в которой часто бывал Есенин, – вы ведь знаете, что он, по сути, был бомжем, элегантным, необыкновенно красивым, благоухающим парфюмом человеком без определённого места жительства… Жил у друзей, знакомых, в гостиницах, своего дома не имел… Хотя друзья ему не раз советовали: напиши поэму о Троцком, он тебе целый особняк подарит… Я уверен, что Есенин намного больше, чем поэт, он гений, его роль в нашей истории ещё будет оценена…

У меня 2000 единиц хранения в этой квартире, я сам провожу экскурсии – правда, только по предварительным заявкам, когда набирается группа.

- Из ваших 190 ролей какая вам ближе по складу души?

- Я всегда выбирал роль ту, где есть хорошая драматургия, ту, где мне интересно. Значит, будет интересно и зрителю!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ