Дорога на Сучан. Как связали Владивосток с Находкой
Начиная с XIX века российское правительство и местная дальневосточная власть прилагали немало усилий, чтобы найти новые источники энергии. Правда, в отличие от сегодняшних дней в Приморье знали тогда лишь один источник - уголь.
Начиная с XIX века российское правительство и местная дальневосточная власть прилагали немало усилий, чтобы найти новые источники энергии. Правда, в отличие от сегодняшних дней в Приморье знали тогда лишь один источник - уголь.
Как только Владивосток получил статус города, а это произошло в 1880 году, и начались трансокеанские рейсы пароходов Добровольного флота, государство решило вплотную заняться поисками новых угольных месторождений. С этой целью в 1888 году была учреждена особая геологическая экспедиция, которую возглавил известный геолог Дмитрий Иванов. Пять лет он безвыездно провёл в тайге, разыскивая, а затем систематизируя разрозненные сведения об угольных запасах.
Самым перспективным было признано Сучанское месторождение, запасы которого оценивались тогда в 450-500 миллионов пудов. В первые годы ХХ века началась разработка этого месторождения, а вместе с этим и проектирование железнодорожного пути, который было решено довести до Находки. Автором проекта стал инженер Пушечников. Однако этим планам не суждено было сразу воплотиться в жизнь - помешала Русско-японская война 1904-1905 гг.
Только в августе 1907 года Китайско-Восточная железная дорога приняла в своё заведование новый подъездной путь. А первого сентября того же года из Владивостока на Сучан ушёл первый поезд. Максимальная нагрузка линии была рассчитана на пять парных грузовых поездов в сутки, которые за год должны были перевезти 16 миллионов пудов угля, добытого в Сучане. При этом грузовым поездом могли пользоваться также и пассажиры. Так, в первый рейс из Владивостока в Сучан отправилось около 80 человек. Основными клиентами нового маршрута стали прежде всего жители Шкотовской, Романовской, Кневичевской и Петровской областей, а также население Находки.
«Угольная специализация» Сучанской линии беспокоила экономистов того времени. Один из них, анализируя первый год работы дороги, отметил, что «она способна развиваться и в другом направлении, а именно: как коммерческий путь местного значения, обслуживающий определённый район. Такой взгляд на Сучанскую ветвь должен наконец получить всеобщее признание».
В первые годы пассажирский поезд на Сучан ходил только два раза в неделю. Сегодня каждый день на Партизанск или в Находку отправляется битком набитая электричка.
Автор: Амир Хисамутдинов