Канал для миноносок. Его строили русские и китайцы

Каналу, возведённому на Русском острове, в этом году исполняется 110 лет. Он соединил пролив Босфор-Восточный с бухтой Новик и отделил остров Елены от Ларионовского полуострова.

26 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2552 от 26 июнь 2009
0ff4a2112a297145ccc4472d9d1a372b.jpg

Каналу, возведённому на Русском острове, в этом году исполняется 110 лет. Он соединил пролив Босфор-Восточный с бухтой Новик и отделил остров Елены от Ларионовского полуострова.

Сооружение канала – одна из ярких страниц истории Русского острова, в сооружении южного рубежа Владивостокской крепости. Активное возведение её новых оборонительных сооружений началось во второй половине 90-х годов ХIX века. Доставка десятков тонн строительного материала – бетона, железобетона - требовала совершенства инфраструктуры всей крепости и конкретно Русского острова.

Основные работы по обустройству обороны предусматривались в районе Ларионовского полуострова, горы Русских, Поспеловского хребта, мыса Новосильского. Именно в этом районе военное ведомство планировало проложить канал. И решить при этом следующие задачи: сократить время доставки материалов на строящиеся объекты, обеспечить в военное время условия для манёвров по переброске войск и боеприпасов на остров, а также безопасность прохождения в бухту Новик транспортов и боевых кораблей с малым водоизмещением.

Для сооружения канала было выбрано удобное место, как будто специально приготовленное природой для этой цели – узкий низменный перешеек (около 100 метров шириной) между бухтами Безымянная с севера и Новик с юга.

Работы по сооружению канала начались в 1897 г. и продолжались более двух лет. Сначала устроили перемычки у границ будущего канала: с севера и с юга. Затем сняли почвенный слой и часть скального грунта. Потом начали углубительные работы – их вели сапёры и наёмные китайские рабочие. При этом южная дамба-перемычка использовалась как грунтовый мост. По нему доставлялись строительные материалы между строящимися батареями на Ларионовском полуострове и ротами пехотного полка на Поспелово. Планировка откосов и облицовка волнорезов у южного и северного входов в канал была выполнена, когда строители достигли проектной глубины канала. Последним этапом стала ликвидация перемычек – дамбы и земляного моста.

Длина готового канала составляла 125 метров, ширина – 28, а глубина – пять метров. Его торжественное открытие состоялось 27 октября 1899 года (110 лет назад) в присутствии специально прибывших по этому поводу губернаторов: Приамурского края – Н.П. Гродекова и Приморской области – Н.М. Чичагова. Первой по искусственному каналу прошла шхуна «Алеут», украшенная флагами расцвечивания, провёл её командир Владивостокского порта контр-адмирал Г. Чухнин. Позже на картах новый объект имел собственное имя - «Канал для миноносцев и миноносок».

В ноябре 1915 г. начались работы по реконструкции канала. Когда началась Первая мировая война, в связи с новыми мобилизационными планами командование Владивостокской крепости решило создать в бухте Новик главную базу флота, сосредоточив здесь основные запасы снабжения. Канал рассматривался также как важный путь сообщения для эскадренных миноносцев, подводных лодок и минных заградителей, идущих за пополнением боезапаса в бухту Новик. При этом учитывались особенности ледовой обстановки в районе Русского острова. В бухте Новик лёд всегда был более тонкий.

За сезон 1916 г. размеры канала заметно увеличились: в ширине по дну – до 24 метров, по поверхности воды – до 33,5, глубина составляла около 6,5 метра. Тогда же были обустроены капитальные причалы по обе стороны входа в бухту Новик. Береговые откосы на всём протяжении и по всей высоте укрепили гранитными плитами на донном фундаменте. Замощены были даже пешеходные дорожки вдоль берегов канала шириной до пяти метров. Позднее через канал был построен разводной мост – для постоянной связи с островом Елены. Его остатки в виде двух металлических опор ещё видны.

В советский период канал перешёл в ведение военно-морского флота. Первый ремонт здесь состоялся в 1960 г.

Была снята гранитная облицовка, камень использовали на стройках Владивостока. В 1975 г.

вдоль берегов канала установили бетонные плиты, они продержались недолго, не имея фундаментного основания. Сегодня канал требует срочного капитального ремонта. Глубина его резко уменьшается.