О третьей скрипке, "белых воронах" и несоленом супе

Коля попал в музыкальную школу случайно - просто шел с бабушкой мимо. Было мальчику лет пять, и он очень любил петь. В "музыкалке" ему так понравилось, что вскоре он из простого мальчика превратился в "скрипичного". А потом увидел, как дети играют в скрипичном ансамбле под руководством Зинаиды Беспаловой. "Бабушка, я хочу в ансамбль", - сказал внук. "Ты еще маленький, ансамбль начинается с 4-го класса". Но Коля ждать не хотел. У Беспаловой в ансамбле играют даже "подготовишки". И пришлось Колиной бабушке просить, чтобы мальчика перевели от одного педагога к другому. Теперь довольный внук играет в ансамбле, иногда даже пропуская из-за него уроки в обычной школе. Но это большой секрет.

20 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №25 от 20 нояб. 1996
Коля попал в музыкальную школу случайно - просто шел с бабушкой мимо. Было мальчику лет пять, и он очень любил петь. В "музыкалке" ему так понравилось, что вскоре он из простого мальчика превратился в "скрипичного". А потом увидел, как дети играют в скрипичном ансамбле под руководством Зинаиды Беспаловой. "Бабушка, я хочу в ансамбль", - сказал внук. "Ты еще маленький, ансамбль начинается с 4-го класса". Но Коля ждать не хотел. У Беспаловой в ансамбле играют даже "подготовишки". И пришлось Колиной бабушке просить, чтобы мальчика перевели от одного педагога к другому. Теперь довольный внук играет в ансамбле, иногда даже пропуская из-за него уроки в обычной школе. Но это большой секрет.

"Ансамбль - основополагающий предмет для скрипача, - считает Зинаида Алексеевна, педагог с 30-летним стажем. - Если на простой урок можно прийти не подготовившись, то ансамбль всех заставляет держаться на должном уровне". А чтобы держаться на этом самом уровне, нужно знать наизусть более десятка пьес, некоторые по сложности почти училищные. Нужно заниматься не менее 3-4 часов в день. А ведь еще надо учить русский и математику! И хотя бы чуть-чуть погулять. Но "скрипичные дети" все немножко "белые вороны" - предпочитают свой инструмент другим детским радостям.

И неправда, что ходить в "музыкалку" этих детей родители заставляют. Зинаида Алексеевна по себе помнит - ведь несколько лет пришлось уговаривать маму, чтобы та отдала дочку на скрипку! Обязательное для скрипачей пианино Зине так и не купили (семья была большая - пятеро детей), и девочка занималась на том, которое стояло в школе. Не всегда была у Зины и своя скрипка. Поступать в Пермское училище она поехала с инструментом, что дал ей (практически - подарил) старый поляк Реут. Прекрасный педагог и скрипичный мастер, он опекал способную девочку и тогда, когда из-за болезни перестал работать.

"Он даже мог прислать мне записочку - приди обедать. Понимал, как живет наша семья. Я, может, раза два у него всего и была, там, кстати, суп был несоленый. Но все равно мне это очень запомнилось", - вспоминает Зинаида Алексеевна.

"Такого педагога до Урала больше нет, - говорят про нее коллеги. - Работоспособность у нее потрясающая - в школе с утра до вечера. Сколько у нее учеников - даже страшно выговорить, больше всяких норм. Конечно, она и деньги зарабатывает, но ведь и сил сколько тратит!" Усилия даром не пропадают. Каждый год среди лауреатов краевого конкурса юных скрипачей - 5-7 учеников Зинаиды Алексеевны. Немало ее воспитанников переходят в элитный класс профессора Феликса Кальмана. А ансамбль под ее руководством - постоянный участник всяческих праздников и концертов.

... У Коли уже не первая скрипка - третья. Ребенок растет, и скрипка "растет" вместе с ним. Колина бабушка уже сейчас думает, что бы такое продать ненужное, чтобы купить внуку новую скрипку. "Я когда слушаю, как он играет, всегда удивляюсь - "как умеют эти руки эти звуки извлекать"?

Автор: Светлана КОСТЕНКО, Валентин ТРУХАНЕНКО (фото), "Владивосток"