Скучный тип Колчак. Александр Петряков. «Адмирал. Судьба и любовь Александра Колчака»

Лоцман должен признаться: фильм «Адмиралъ» не смотрел и даже не собирался. Поэтому судить, насколько содержание книги Александра Петрякова соответствует происходящему на экране, не может. Однако тот факт, что на обложке по сути изображён тот же кадр, кото

21 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2442 от 21 нояб. 2008
de73da2350ba333ef7aa089a29cb2578.jpg


Лоцман должен признаться: фильм «Адмиралъ» не смотрел и даже не собирался. Поэтому судить, насколько содержание книги Александра Петрякова соответствует происходящему на экране, не может. Однако тот факт, что на обложке по сути изображён тот же кадр, который служил рекламой фильму, может подтверждать: книгу выпустили, как это нынче модно у продвинутых маркетологов, по случаю фильма.

Книга Александра Петрякова оставляет двойственное впечатление. Плюсов при чтении Лоцман обнаружил немного, и все они, если так можно выразиться, к литературным достоинствам отношения не имеют. Первый плюс – глубокие изыскания в области генеалогического древа Александра Васильевича и Анны Тимирёвой. Узнать, что род свой полярный адмирал ведёт от губернатора турецкого города Хотина – Колчака-паши, это интересно. Второе – плюс идеологический. Автор вовсе не стремится показать Колчака – в особенности в момент, когда он стал «дикой черни усмирителем», - как ангела в белых перчатках. О невероятной жестокости, которую проявляли в тот момент как белые, так и красные, Александр Петряков пишет честно и просто.

На этом плюсы заканчиваются, и Лоцман, переходя к литературной, так сказать, части, вынужден говорит о минусах «Адмирала». Увы, минусов немало. Книга написана удивительно скучно – для повествования о человеке, который не только был одним из самых молодых адмиралов в России, но и прошёл испытания Арктикой, войной, пленом, который имел большой успех у женщин, который, в конце концов, оказался героем невероятно романтической истории… Обо всём этом в «Адмирале» написано, факт. Но написано так, словно перед нами – унылая и в целом заурядная биография конторщика Пупкина. По неизвестным Лоцману причинам Александр Петряков старательно избегает в своей книге диалогов, предпочитая обширные описания. При этом свой труд он именует отнюдь не биографической хроникой, а романом… Повествование, утопленное в описаниях, становится рыхлым, лишается всяческой динамики. Читатель то и дело спотыкается на фразах типа «Колчак такой взгляд не разделял» или «на время войны следовало объявить мораторий на волеизъявление»… Кроме того, в хорошем романе просто в принципе не может быть, чтобы на двух страницах, идущих друг за другом, обнаруживались предложения: «Он вздохнул и запел, перебирая сильными пальцами тонкими гитарные струны» и «Он улыбнулся открыто и беспомощно, как ребёнок, и запел», да ещё и с текстом песен после… Небольшие кусочки хорошего стиля, на которых душа и глаз отдыхают, - это отрывки из писем Колчака Тимирёвой. Вот если бы их издать под названием «Адмирал», может, оно и лучше было бы.

Книги для обзоров предоставлены книжным бутиком ООО «Верба» (проспект «Красного знамени», 59, ПромстройНИИпроект, «Ярмарка на Гоголя», бутик № 2, телефон 45-07-24). Лоцман выражает признательность ООО «Верба» за плодотворное сотрудничество.