Два Владика - два брата

Пик активности Владивостока в завязывании побратимских связей пришёлся на 1991-1992 годы, когда исполнилось пророчество «открыт закрытый порт Владивосток», сделанное Высоцким ещё в 1968-м. Потом запал куда-то исчез: новых связей практически не устанавлива

10 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2419 от 10 окт. 2008
fe7bbf26cb97eeaf46aed3cf6820a0b4.jpg


Пик активности Владивостока в завязывании побратимских связей пришёлся на 1991-1992 годы, когда исполнилось пророчество «открыт закрытый порт Владивосток», сделанное Высоцким ещё в 1968-м. Потом запал куда-то исчез: новых связей практически не устанавливалось, а старые заметно ослабли.

Новая администрация Владивостока ставит перед собой задачу реанимировать институт побратимских отношений (подробно об этом говорилось в номере «В» от 18 сентября 2008 года). Мне представляется, что актуальным было бы не просто возродить отношения с уже имеющимися побратимами, но и внести в эту работу некоторые принципиально новые векторы. Так, например, побратимом Владивостока может стать столица республики Северная Осетия-Алания (РСО-А) – город Владикавказ.

Старший кавказский брат: сходства больше, чем различий

Эта идея может на первый взгляд показаться странной, однако на деле она всецело оправданна, более того – как нельзя более актуальна именно на сегодняшний день.

Прежде всего, именно Владикавказу Владивосток обязан своим гордым именем, хотя, может быть, и не все в Приморье об этом знают. Как указывают энциклопедии, «название Владивосток построено по модели появившегося в конце XVIII века названия крепости Владикавказ от слов «владеть» и «Восток». Если Владикавказ был основан Екатериной Второй в 1784 году как крепость на берегу Терека (появление крепости было связано с добровольным вхождением осетинского народа в состав России в 1774 году), то Владивосток появился в 1860 году (интересное совпадение: в том же году крепость Владикавказ получила статус города!) на только что присоединённых к России дальневосточных территориях в качестве российского военного поста, охраняющего восточные рубежи империи. Кстати, граф Николай Муравьёв-Амурский, который, как считается, и нарёк приморскую столицу Владивостоком, в своё время служил на Кавказе.

Схожесть имён двух городов символизирует явную общность их исторических миссий: охранять соответственно южные и восточные рубежи России, то есть «владеть Кавказом» и «владеть Востоком». Ещё одна интересная деталь: в Северной Осетии, да и в целом на Кавказе Владикавказ в обиходе ласково называют Владиком – точно так же, как именуют в разговорной речи Владивосток. Выходит, де-факто Владикавказ и Владивосток - не только почти тёзки, но и настоящие братья, причём Владикавказ – безусловно, старший брат, хотя по некоторым параметрам (например, численность населения) младший брат его давно превзошёл.

Можно найти и другие рифмы в исторической судьбе городов-крепостей – например, тот факт, что, как свидетельствуют энциклопедии, Владикавказ «с самого начала формировался как интернациональный город, о чём свидетельствует наличие таких культовых сооружений, как русские церкви и соборы, осетинская, армянская и греческая церкви, немецкая кирха, еврейские синагоги, римско-католический костёл, суннитская и шиитская мечети». Нет нужды напоминать, что Владивосток также с полным правом может быть назван городом многих национальностей и культур хотя бы на том основании, что приморскую столицу-порт окружает целый ряд азиатских государств. Для обоих городов важными вехами ознаменовалось начало 1990-х годов: Владикавказу (до 1990 – Орджоникидзе) вернули его громкое историческое название, а Владивосток с 1 января 1992 года стал открытым городом.

~~Справка «В»
Владивосток стал открытым для посещения иностранцами городом с 1 января 1992 года согласно указу президента РСФСР Бориса Ельцина от 20 сентября 1991 года. В тот же период начали активно развиваться международные связи города. На сегодняшний день побратимами Владивостока являются Далянь (КНР), Пусан (Республика Корея), Джуно, Сан-Диего и Такома (США), Акита, Ниигата и Хакодате (Япония). Побратимские отношения между приморской столицей и всеми этими городами были установлены в 1991-1992 годах. Кроме того, в 1993 и 1994-м были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с Шанхаем и Яньтаем (КНР), а в 2002 и 2003-м – с Яньбянь-Корейским автономным округом китайской провинции Цзилинь и столицей этой же провинции Чанчунем. В 2007 году был заключён договор о намерениях по вопросам установления отношений в области торгово-экономического взаимовыгодного сотрудничества между Владивостоком и Харбином (КНР).

Во Владивостоке действуют генеральные консульства Индии, Республики Корея, Социалистической Республики Вьетнам, США, Украины, Японии; почётные консульства Австралии, Армении, Бангладеш, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Чили. Краевой центр также входит в консульские округа генконсульства КНДР в Находке и генконсульства КНР в Хабаровске (во Владивостоке действует отделение последнего). ~~

Прямая параллель


Помимо практически «кровного братства» и общности исторических судеб можно привести ещё несколько параллелей, сближающих такие далёкие, казалось бы, Владикавказ и Владивосток. Первая из таких параллелей – буквальная: наши города находятся практически на одной широте (43,02 у Владикавказа и 43,08 у Владивостока). Кавказская и Сихотэ-Алинская горные системы вносят специфические общие черты в облик РСО-А и Приморья. По степени уникальности кавказская и приморская природа вполне могут соперничать между собой, то же самое можно сказать о рекреационном потенциале территорий. Между обоими субъектами РФ имеются некоторые экономические связи: так, приморские потребители давно распробовали продукцию бесланского ликёро-водочного завода «Исток». Города связывает любовь к спорту: известный владикавказский футболист Георгий Базаев в 2006-2008-м играл за владивостокский клуб «Луч-Энергия», после чего в связи с рождением сына вернулся к своей семье во Владикавказ, перейдя в клуб «Алания». Можно вспомнить другой североосетинский город – Моздок, через авиабазу которого прошло множество приморских силовиков (по линии МВД, Минобороны и других ведомств), направлявшихся в Чеченскую республику для участия в контртеррористической операции.

Следует указать и на злободневность момента. В связи с августовской агрессией Грузии против Южной Осетии Россия, оказав осетинскому народу военную помощь и «принудив Грузию к миру», официально признала независимость республик Абхазии и Южной Осетии. В столицу Южной Осетии город Цхинвал уже поступает помощь из российских регионов, в том числе и Приморья (в сентябре в Осетию от нас отправился состав с цементом для восстановления разрушенных войной домов). Несмотря на сегодняшние границы между государствами, осетинский народ един, и установление побратимских связей между Владивостоком и Владикавказом могло бы стать выражением поддержки осетинам (в том числе и жителям Южной Осетии) со стороны граждан России, проживающих в Приморье.

Вертикаль власти и горизонталь дружбы

В случае завязывания побратимских отношений между столицами РСО-А и Приморья встанет вопрос о практическом наполнении соответствующей работы. Представляется целесообразным разработать и реализовать программы обмена, в рамках которых, например, приморские школьники и студенты (до сих пор видевшие разве что соседний Китай) смогут побывать на российском Кавказе – возможность, которой они после ликвидации СССР оказались практически лишены. Прекрасные горные курорты, источники целебных минеральных вод имеются на территории как самой Северной Осетии, так и соседних северокавказских российских республик. Кроме того, рядом находятся побережье Чёрного моря и Сочи, к развитию которого в преддверии Олимпиады-2014 (равно как и к развитию Владивостока в преддверии саммита АТЭС-2012) в стране привлечено огромное внимание. Всё это только усиливает интерес к Северному Кавказу – в том числе и со стороны приморцев, для которых, к сожалению, эти регионы РФ сегодня превратились в terra incognita.

Побратимские отношения будут способствовать и завязыванию связей делового характера между представителями бизнеса соответствующих регионов. Такого рода мероприятия не только помогут расширить кругозор жителей Северной Осетии и Приморья, но и станут важным фактором патриотического воспитания. Граждане РФ, живущие на разных окраинах нашего огромного государства, и в первую очередь молодёжь, смогут воочию убедиться в своей принадлежности к огромной (территориально) и великой (с культурной и цивилизационной точек зрения) стране. Русский Кавказ и русский Восток – два рубежа единой России, причём в обоих регионах сегодня возникают потенциальные угрозы территориальной целостности государства. Горизонтальные межрегиональные связи наряду с уже произведённой федеральным центром «вертикализацией» – важный инструмент укрепления этой целостности. Поэтому можно рассчитывать на то, что инициатива Владивостока получит одобрение со стороны Москвы.

Владимир будет третьим?

Среди побратимов Владикавказа уже есть несколько российских городов (все расположены в европейской части РФ), болгарский и американский, тогда как все побратимы Владивостока – сугубо города Азиатско-Тихоокеанского региона. Но нельзя забывать, что уникальность России заключается именно в её евразийской сущности, дуалистичной (европейской и азиатской) природе как «собирательницы народов». Появление у Владивостока побратима в европейской части страны, а у Владикавказа – в азиатской поможет преодолеть явно обозначившийся дисбаланс, связанный в том числе и с так называемым островным синдромом дальневосточников. Символ России – двуглавый орёл, и Владивосток - ярчайшее живое олицетворение этого византийского символа, форпост Европы в Азии. Сколько бы мы ни называли себя «скифами» и «азиатами», мы – иные, нежели окружающие нас представители китайской, корейской, японской и других великих культур. У Владивостока, российского города, расположенного на границе стихий, частей света и цивилизаций, двойственная природа, и именно в этом – его особенность. Трудно найти более подходящий способ акцентирования этой важной черты (европейской ипостаси Владивостока), чем установление более тесных связей с европейскими регионами РФ.

Более того, подобные идеи уже витают в воздухе. Не далее чем летом 2008 года владимирская газета «Молва» сообщила: «…Выступление юных осетинских артистов стало одним из первых шагов по установлению долгосрочного сотрудничества между городами Владимиром, Владикавказом и - в перспективе – Владивостоком. Инициатором этого проекта выступил председатель областного осетинского землячества Алан Хасиев». Так что дело, думается, за малым: нужен первый шаг. И его может сделать именно Владивосток.

Автор: Василий Авченко Олегович