Преступление, наказание и описание
1 июля этого года вступил в действие новый закон России, регламентирующий правовые отношения в области исполнения уголовных наказаний.
1 июля этого года вступил в действие новый закон России, регламентирующий правовые отношения в области исполнения уголовных наказаний.
В последние годы активно разрабатывалось и совершенствовалось уголовное право. Результатом этого и явилось принятие и вступление в действие нового Уголовного кодекса РФ, приведшего к жизни новые виды уголовных наказаний, ранее неизвестных УК РСФСР. Уголовное законодательство является базовым для всех видов законодательства, регламентирующего деятельность государства и его институтов, ведущих борьбу с преступностью. Все это и определило необходимость разработки нового закона - Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ), который был принят Государственной думой в конце прошлого года.
Отличие нового кодекса от старого прежде всего в том, что он будет регламентировать исполнение всех видов наказаний. Ко времени принятия УИК в стране действовал ряд законов об исполнении наказаний, в том числе Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных и Положение о дисциплинарном батальоне в вооруженных силах. Исполнение наказания в виде смертной казни вообще не регламентировалось. Изменить существующее положение дел и призван новый кодекс.
В новом кодексе впервые были учтены основные принципы обращения с осужденными, закрепленные в различных международно-правовых актах. Вместе с тем нормы рекомендательного характера этих документов нашли отражение в новом УИК РФ лишь в тех случаях, если, на взгляд законодателей, для их реализации в стране имеются необходимые социально-экономические возможности. Тем не менее стоит отметить, что кодекс признал главенствующее положение норм международного права и договоров России по отношению к правилам исполнения наказаний и обращения с осужденными.
Немалое значение кодекс придает охране прав осужденных, подробно регламентируя их обязанности и права, такие, как право на личную безопасность, обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.
Новый Уголовно-исполнительный кодекс определяет систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Так, к примеру, арест осужденные должны отбывать в специальных арестных домах, где будут содержаться в условиях строгой изоляции от общества. Осужденные здесь не будут работать, им не будут предоставляться свидания с родственниками, им не будет разрешено получать посылки и передачи, кроме содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону.
Ограничение свободы осужденные будут отбывать в специальных исправительных центрах, где их обитатели будут обязаны работать по направлению администрации, у них также будут ограничения территориального характера. Обязательные работы будут выполняться осужденными в свободное от работы или учебы время, бесплатно, по 2-4 часа в день, но не менее 12 часов в неделю.
В Уголовно-исполнительном кодексе есть большой раздел, где достаточно полно и подробно регламентированы вопросы отбывания наказаний с лишением свободы, которые зависят от режима учреждения и от того, на каких условиях - обычных, облегченных или строгих - содержится осужденный. В действовавшем ранее Исправительно-трудовом кодексе РСФСР разделения на обычные, облегченные и строгие условия содержания не было.
Теперь на строгих условиях осужденные будут жить в запираемых помещениях, из которых предусмотрен их вывод только на работу, в медчасть и школу. В воспитательных колониях для несовершеннолетних предусмотрены еще и льготные условия для лиц, готовящихся к условно-досрочному освобождению. При переводе на льготные условия осужденные будут жить в общежитиях за пределами колоний, им будет разрешено пользоваться наличными деньгами и расходовать их без ограничения, а также носить собственную одежду.
Дифференцированно, в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания, кодекс регламентирует и другие вопросы жизни осужденных в колониях, тюрьмах и больницах, в особенности по расходованию различных сумм личных средств в магазинах учреждений для покупки продуктов питания и предметов первой необходимости, по получению краткосрочных и длительных свиданий и телефонных разговоров с родственниками, посылок и бандеролей. Новый кодекс также расширяет возможности выезда в отпуск, в том числе по личным обстоятельствам.
Как и в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР, в новом документе сохранена обязанность осужденных трудиться. Правда, теперь продолжительность труда для них будет соответствовать нормам, установленным в международных конвенциях. В частности, осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также инвалиды 1 и 2-й групп будут привлекаться к труду по их желанию.
Одним из важных достижений кодекса является обязательность государственного страхования и пенсионного обеспечения осужденных на общих основаниях.
Уголовно-исполнительный кодекс достаточно полно регламентирует предусмотренный Уголовным кодексом институт предоставления отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей. Сейчас эта отсрочка может предоставляться до достижения ребенком 8-летнего возраста. Отсрочка тем не менее не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Новой мерой наказания, введенной новым кодексом, является пожизненное лишение свободы. Ранее такое наказание могло применяться лишь президентом Российской Федерации при помиловании осужденных к смертной казни. Такие осужденные должны содержаться в специальных колониях. Кодекс предусматривает возможность применения к ним условно-досрочного освобождения по отбытии не менее 25 лет.
Исполнение наказания в виде смертной казни, как уже говорилось выше, до последнего времени вообще не регламентировалось на законодательном уровне. Действовала лишь специальная инструкция МВД, согласованная с соответствующими центральными органами. Вступивший в действие УИК РФ посвятил этому виду наказания отдельную главу. Не вдаваясь в подробности, стоит отметить, что практическое их исполнение в силу ряда причин пока реализуется далеко не в полном объеме. Здесь есть проблемы, решение которых упирается в крайне низкие возможности органов, исполняющих уголовные наказания.
Ранее конфискация имущества как мера уголовного наказания не регламентировалась ИТК РСФСР. В новом же кодексе порядок исполнения этого вида наказания регламентируется в полном объеме.
И еще один немаловажный раздел кодекса - организация системы контроля за органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания, и осуществление надзора за соблюдением законов администрацией этих органов.
Кодексом предусмотрен ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов по отношению к учреждениям, исполняющим наказания. К примеру, за деятельностью администраций колоний всех видов на территории Приморья ведомственный контроль осуществляет УВД края и его структурное подразделение - управление по исполнению наказаний.
Предусмотрен также контроль федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления за деятельностью расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания.
Новым кодексом предусмотрен и судебный контроль исполнения наказаний при решении вопросов при условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким видом, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного и т. п. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, суды рассматривают жалобы осужденных и иных лиц на действия администраций учреждений и органов исполнения наказания.
В соответствии с новым кодексом надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, как и прежде, осуществляется генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с федеральным законом “О прокуратуре РФ”.
Уголовно-исполнительная система - тяжелое бремя для России как в экономическом, так и в морально-нравственном отношении. В целях снижения этого бремени в правительстве разрабатывается ряд решений о реорганизации этих органов, главнейшим из условий которой является выделение этой системы из структуры МВД. Принесет ли она пользу для тех, кто содержится в колониях и следственных изоляторах, для их родных и близких, для сотрудников этой системы и страны в целом? Будем надеяться, что да.
Автор: Юрий РОМАНОВ, старший прокурор отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры края, специально для “В”