Запрет на мясо
В середине ноября Федеральная таможенная служба издала прелюбопытный приказ № 1283 «О местах декларирования отдельных видов товаров». На первый взгляд - обычный формальный ведомственный документ. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть в нем угрожающи
В середине ноября Федеральная таможенная служба издала прелюбопытный приказ № 1283 «О местах декларирования отдельных видов товаров». На первый взгляд - обычный формальный ведомственный документ. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть в нем угрожающие целому сегменту бизнеса Приморского края нововведения.
Этот новый таможенный документ определяет места декларирования товаров, классифицируемых 02 в соответствии с ТН ВЭД России. Если перевести это нововведение на общедоступный язык, то приказ определил места возможного осуществления таможенного контроля для мясной продукции. Посты, где можно «пройти таможню» импортному мясу, перечислены в соответствующем приложении. И там - к большому и искреннему удивлению приморских импортеров мясной продукции - нет ни порта Владивосток, ни какого-либо другого, расположенного на территории Приморского края.
Отметим, что «В» не раз обращался к «мясной» проблеме, которая назрела в крае отнюдь не вчера. Дело в том, что за последние 9 месяцев стоимость мясных продуктов в магазинах и на рынках Приморья поднялась на 10-15 процентов. И импортеры мясной продукции говорили, что произошло это оттого, что за последнее время значительно и - что самое главное - необоснованно возросли их затраты, связанные с оформлением груза уже на территории Владивостока. К примеру, затраты на доставку одного контейнера из Австралии равняются затратам, которые несут импортеры на территории Владивостокского контейнерного терминала. И вот вместо того, чтобы решить проблемы, таможня предложила (а точнее, уже приказала) просто закрыть таможенный пост для мяса на территории Приморья. И ведь таможенники, составляя отчетные документы, видят, сколько мяса импортируется через Владивосток. И это отнюдь не малые объемы. По данным Ассоциации импортеров мясопродуктов Дальнего Востока, до 90 процентов импорта мясопродукции на всю территорию, расстилающуюся аж до Урала, проходит как раз через Владивостокский морской торговый порт (на территории которого находится Владивостокский контейнерный терминал). Если учесть, что в плане обеспечения всего Дальнего Востока мясом наш регион является дотационным, то запрет «проходить таможню» во Владивостоке приведет просто к коллапсу целого сегмента рынка на Дальнем Востоке.
- Если мы не сможем ввозить мясо через Владивосток, - говорит член Ассоциации импортеров мясопродуктов Дальнего Востока Игорь Дорохов, - то для мясоперерабатывающих предприятий, которых у нас в Приморье не так уж и мало, это однозначно будет означать неминуемую гибель. Не говоря о том, что и косвенные участники рынка - банки, страховые и транспортные компании лишатся своих клиентов. Ну и, конечно, пострадает как всегда конечный потребитель. Цены в очередной раз поднимутся не менее чем на 50-60 процентов! Вырастут цены на школьные обеды, содержание детских садов и больниц.
Произойдет это, по словам Игоря Дорохова, в конце февраля - начале марта, так как в действие приказ вступает спустя 90 дней после его официального опубликования. В «Российской газете» он появился 17 ноября, вот и считайте…
- Я, например, как бизнесмен могу вообще не пострадать от этого закона, - говорит директор ООО «Викинг», которое также занимается импортом мяса, Сергей Плаксей. - Я человек мобильный: закрою здесь предприятие, уволю работников и переведу бизнес в Хабаровск или Санкт-Петербург. Поэтому непонятно, кому делают хуже?..
Кстати, насторожились уже и иностранные партнеры приморских «мясников» по поводу очередного законодательного новшества в России. Насторожились австралийские, американские, новозеландские поставщики: звонят российским партнерам, интересуются, как будет дальше существовать их бизнес… Вновь могут возникнуть вопросы по вступлению России в ВТО.
Вообще данное ограничение вызвало много вопросов не только у иностранных бизнесменов. Владивосток - классический город-порт, транспортный узел, так почему же возникла необходимость вводить ограничения в движении товаров? Почему вдруг стало необходимым ограничивать возможности бизнеса в стране с рыночной экономикой? Да, Дальневосточному таможенному управлению оставили для оформления мясопродуктов три поста: Хабаровский, Петропавловск-Камчатский и Анадырский. Но эти посты не оборудованы всем необходимым под грузопоток, который идет через Владивосток. Поэтому большое количество контейнеров с мясом (по некоторым подсчетам, до четырех миллионов), которые ежегодно поступают в приморскую столицу, могут стать значительной проблемой для этих постов. Кроме того, с вводом этого закона потеряют работу множество сотрудников торговых организаций. Увольнять рабочих будут вынуждены и перерабатывающие комплексы. Не говоря уже о том, что колоссальные отчисления потеряет бюджет.
По мнению президента Ассоциации импортеров мясопродуктов Дальнего Востока Андрея Зинина, данный приказ идет вразрез двум российским нормативным документам. Во-первых, он противоречит Конституции РФ, которая провозгласила в стране свободное предпринимательство. Во-вторых, нарушает постулаты закона «О конкуренции», чиня препятствия для законной деятельности предпринимателей.
- Я понимаю этот приказ как запрет предпринимателям Российской Федерации заниматься своей деятельностью, - говорит Андрей Зинин. - Ничем, кроме саботажа, я это действо назвать не могу.
А Игорь Дорохов добавляет: «Если это - план развития Дальнего Востока, то тогда нужно отсюда уезжать. И побыстрей»…
~~Комментариий
Полина Стецуренко, начальник отделения взаимодействия с общественностью Дальневосточного таможенного управления:
- Данный приказ издан в целях обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства РФ и упорядочения мест декларирования отдельных видов товаров. А также в связи с установлением Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии требований по оснащению мест хранения мясопродукции. Приказом ограничен перечень мест декларирования.
Таможенных органов и их структурных подразделений для декларирования товаров, классифицируемых в товарной группе 02 в соответствии с ТН ВЭД России, находящихся на территории Приморского края, в установленном перечне нет. Места перемещения товаров через таможенную границу РФ данным приказом не ограничиваются. Таким образом, ввоз мясопродукции может осуществляться через любые порты Приморского края.~~
От редакцииСитуация оставляет странное, если не сказать, двойственное впечатление. Импортеры мяса, отнюдь не новички во внешнеэкономической деятельности, бьют тревогу, уверенно предсказывая в скором будущем коллапс на местном рынке мясопродуктов и колбасных изделий, что неминуемо будет связано с резким скачком цен. Таможня сохраняет при этом невозмутимость и утверждает, что ничего страшного не происходит. Может быть, государевым людям не вполне удобно указывать на промашку собственного руководства?
Осенний инфляционный скачок, в ходе которого ценники на насущные продукты питания переписывались многократно и всегда в сторону увеличения, вызвал известную реакцию президента страны. Будем ждать теперь нового скачка, который станет очередным свидетельством того, что на ошибках никто не учится.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна