В морском суде вердикт выносят капитаны
Чтобы разрешить конфликт на море, дальневосточным судовладельцам теперь необязательно отправляться в Сингапур, Гонконг, Токио или Москву. С прошлого года во Владивостоке начала действовать Тихоокеанская морская арбитражная комиссия, которая представляет собой полностью независимый, постоянно действующий третейский суд.
Чтобы разрешить конфликт на море, дальневосточным судовладельцам теперь необязательно отправляться в Сингапур, Гонконг, Токио или Москву. С прошлого года во Владивостоке начала действовать Тихоокеанская морская арбитражная комиссия, которая представляет собой полностью независимый, постоянно действующий третейский суд.
Наряду с Московской морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате РФ в нашей стране она также наделена полномочиями рассматривать споры, возникающие при осуществлении любых аспектов морской деятельности. Сюда входят вопросы, связанные с фрахтованием флота и перевозкой грузов, морским страхованием и перестрахованием, агентским обслуживанием, лоцманской и ледовой проводкой, авариями, столкновениями и спасением пароходов - словом, ТМАК имеет право выносить вердикт по всем конфликтам, связанным с судоходством. Кроме того, созданная при Тихоокеанской ассоциации содействия судоходству морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению и другие дела по экономическим спорам между участниками гражданских правоотношений.
Третейские суды были широко распространены в России еще до революции. Теперь они опять стали официальным элементом судебной системы, их работа четко регламентируется ныне действующим Арбитражным кодексом РФ, международными договорами и конвенциями. При рассмотрении экономических споров им придается все большее значение.
Во-первых, государственные суды перегружены ими до предела, что сказывается на сроках рассмотрения дел. Во-вторых, большинство экономических споров носит специализированный характер и требует привлечения квалифицированных экспертов. Недаром в Приморском арбитражном суде в рамках эксперимента предусматривается рассмотрение дел с участием заседателей. И одно из основных направлений, где наравне с судьями в процессе работают специалисты “со стороны”, - морские перевозки.
В состав ТМАК входят арбитры, обладающие широкими знаниями и практикой: опытнейшие капитаны, судоводители, инженеры-механики, ведущие специалисты в области морского права. Обращаясь в комиссию, стороны имеют возможность выбрать арбитра из числа ее членов по своему усмотрению.
Недавно Тихоокеанская морская арбитражная комиссия рассмотрела иск Дальневосточного морского управления разведочного бурения, филиала “Роснефть-Сахалинморнефтегаза”, к ОАО “Приско Траффик” по поводу спасения танкера “Капитан Грибин”. Первоначально сумма требований составляла более 1 млрд. 271 млн. 724 тыс. рублей. Авария, в результате которой судно оказалось неуправляемым, произошла в районе пролива Лаперуза. Работа осложнялась плохими погодными условиями: танкер пришлось буксировать при штормовых ветре и волне, при отсутствии видимости из-за снежных зарядов. И основными предметами спора стали различная оценка сторонами эксплуатационных расходов Дальневосточного морского управления разведочного бурения, а также величина вознаграждения, положенного спасателям.
Состав арбитражного заседания говорит сам за себя. Председатель - член-корреспондент Академии транспорта РФ, доктор юридических наук, профессор ДВГМА Владимир Ермаков, арбитры - начальник юридического отдела АО “ДВМП” Андрей Кондратенко (выбран “Приско Траффик”) и капитан дальнего плавания, заседатель Приморского арбитражного суда Михаил Соболевский (выбран ДМУРБом). Как сообщил корреспонденту “В” выступавший в процессе докладчиком заместитель председателя ТМАК Андрей Андреев, в первом арбитражном заседании после прений сторон комиссия признала сам факт спасения танкера. В результате переговоров стороны уточнили размер эксплуатационных расходов, и во втором заседании была установлена сумма вознаграждения спасателям. Она, по оценке авторитетной комиссии, составила 104813 долларов по курсу ЦБ РФ на день платежа. Приморский арбитражный суд уже выдал по делу исполнительный лист.
- Порядок рассмотрения дел в Тихоокеанской морской арбитражной комиссии позволяет квалифицированно и оперативно рассматривать споры, возникающие как при заключении, так и при исполнении договоров, - комментирует Андрей Андреев. - В государственном арбитражном суде “морские” дела выстраиваются в длинную очередь всех экономических споров. Образно говоря, перехлестывают через край. За границей только обращение в арбитраж тянет около 25 тысяч долларов, это без самого рассмотрения дела, оплаты услуг адвокатов и других судебных издержек. Поездки в Москву тоже отнимают много времени и требуют значительных дополнительных расходов. Регламент Тихоокеанской морской арбитражной комиссии устанавливает минимальные расходы и сроки рассмотрения дел.
В компетенции ТМАК и рассмотрение споров с участием иностранных юридических лиц, если это предусмотрено в договоре или отдельным соглашением к нему. Поэтому при заключении контрактов специалисты Тихоокеанской ассоциации содействия судоходству рекомендуют включать в них арбитражную оговорку соответствующего содержания или настаивать на подписании самостоятельного документа. То же самое касается и договоров между отечественными судовладельцами.
Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, “Владивосток”