Думайте сами, решайте сами. Рыбаки, кино и полпред на фоне предстоящих выборов
Что было на минувшей неделе главным? Поди-ка определи при том калейдоскопе событий, который («В» об этом уже не раз писал) обрушился на головы приморцев.
Что было на минувшей неделе главным? Поди-ка определи при том калейдоскопе событий, который («В» об этом уже не раз писал) обрушился на головы приморцев.
Тут тебе и завершение очередного рыбацкого съезда - что само по себе, безусловно, важно, если только, конечно, его решения не будут иметь исключительно (как год назад) декларативной направленности, а приобретут хотя бы какую-то маломальскую законодательную силу.
Тут и открытие (а уже сегодня, после недельной лихорадки, и закрытие) 5-го международного кинофестиваля «Меридианы Тихого»; ему мы тоже на этой неделе уделили немало внимания - событие более чем незаурядное, но, как уже вчера написал наш обозреватель, абсолютно безграмотно поданное организаторами. Долго морочили всем голову «блок-бастеровым» Брюсом Уиллисом, хотя и ясно было сразу, что ему все наши потуги «до ноги»; при этом не сумели широко и красиво подать впервые приехавших во Владивосток кинодеятелей с действительно мировыми именами - таких как Андрей Звягинцев или Отар Иоселиани.
Тут и визит председателя Центризбиркома Владимира Чурова, который ввиду предстоящих выборов в Госдуму (а следом и президента) вполне может оказаться знаковым - очень сомнительно, что «главный избиратель» страны накануне двух ключевых кампаний посещает все 89 субъектов Российской Федерации. Значит, что-то привело его именно к нам? Вот бы догадаться еще: что же именно?
Ну и, наконец, ключевое, пожалуй, событие - официальный (и вполне рабочий) визит в Приморье полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Камиля Исхакова.
В чем тут, как говорит молодежь, прикол?
Ну, во-первых, с таким детальным визитом Исхаков не был в Приморском крае довольно долго. Понятно, что округ большой, если не сказать огромный - от Чукотки и чуть не до Байкала, все сразу и не охватишь; однако даже в этих условиях фактически демонстративное манкирование полпреда Приморьем стало уже навевать разные мысли.
Во-вторых, показательным стал, похоже, и выбор места для проведения регулярного совещания полпреда с главами входящих в федеральный округ субъектов федерации (подробный отчет об этом совещании вы найдете в следующем номере нашей газеты) - не «Белый дом», не офис главного федерального инспектора по Приморскому краю, не мэрия Владивостока, а как бы стоящая в стороне гостиница «Хендэ». Такое несколько показательное и откровенное отстранение от всех участников политического процесса тоже наводит на определенные размышления. С одной стороны, Исхаков оказался как бы «над схваткой»; с другой - показал, что не имеет никаких явно выраженных любимчиков и абсолютно свободен в выборе приоритетов; хотя и понятно, что людей, желавших очутиться «под его дланью», более чем достаточно.
В-третьих же, «прикол» состоит в тех вопросах, которые задавали полномочному представителю президента читатели «В» во время прошедшей в среду, 19 сентября, в нашей редакции «Прямой линии» Исхакова с жителями Владивостока и Приморья. Подробнейший отчет об этом откровенном разговоре представителя президента с приморцами вы тоже найдете в ближайших номерах «В», тем более что публиковать мы его планируем «без купюр», с продолжением в нескольких номерах. Однако об общей тональности задаваемых вопросов можно сказать уже сегодня.
Складывается устойчивое впечатление, что звонившие - из Владивостока, Уссурийска, Дальнегорска, Яковлевки и многих других приморских городов и весей - жаловались по большому счету не на текущие крыши, безобразные дороги, крохотные пенсии, отсутствие остро необходимых лекарств и прочие маленькие и большие беды, а на то, что не ощущают у себя на конкретной территории (как, к сожалению, и на более высоком уровне) реальной хозяйской руки; той самой, которая способна и порядок жестко навести, и провинившегося (в первую очередь чиновника, с публичным оглашением фамилии и должности) наказать, и поддержать того, кто оказался в трудной ситуации...
На Руси, похоже, ничего не меняется веками. Самым главным остается тезис, сформулированный еще полтора века назад: «Вот приедет барин - барин нас рассудит». Т.е. твердо оформившееся неверие в функциональность ближайшей власти превращается в надежду и упование на то, что вот, дескать, приедет сейчас самый большой начальник, и все закрутится и завертится: и местные чиновники забегают, как тараканы при внезапно включенном свете, и жизнь непременно наладится и заиграет новыми красками…
Да нет. Не наладится и не заиграет. И полпред президента - ясное дело - не кинется чинить крыши или латать непроезжие дороги; у него, надо полагать, и без того забот хватает. Но то, что с помощью вот такого непосредственного и незамутненного общения с населением он получает не сухую справку о традиционно грандиозных достижениях, а реальную картину состояния дел, - это безусловно. И то, что в отличие от многих (если не поголовно всех, самого разного уровня) чиновников он находит в себе мужество извиниться за допущенные - пусть и не по его вине - промахи, тоже весьма показательно.
Впрочем, я, похоже, опять забежал вперед и раскрываю те подробности, которые читатель найдет в ближайших номерах нашей газеты. Речь-то сегодня - на фоне всех вышеуказанных громогласно-фанфарных событий - совершенно о другом; о чем встреча с полпредом лишь напомнила в очередной раз. Речь о том, что власть мы формируем сами. И в ближайшее время нам снова предстоит это сделать - как и всегда в последнее время, совершенно самостоятельно. Во Владивостоке будут выбирать городскую думу - главный законодательный орган, утверждающий бюджет и контролирующий исполнительную власть. В Дальнегорске - после печально-кровавых событий прошлого года - предстоит выбирать главу администрации, т.е. человека, во многом определяющего жизнь на конкретной территории. Ну и, наконец, нам всем - как, собственно, и всем россиянам - предстоит в самом обозримом будущем сформировать нижнюю палату российского парламента, Государственную думу. Вот тогда-то, голосуя (на местном ли или на более высоком уровне), и стоит подумать: а не придется ли мне завтра снова жаловаться на этих людей, точнее, на их бездействие очередному «барину»? Не придется ли искать защиты от их решений?
«Никто не даст нам избавленья», - пелось в революционной песне. Время революций, хочется верить, кончилось. Однако пришло куда более трудное время: самостоятельно думать и самостоятельно принимать решения. Чтобы потом никому не жаловаться.
Автор: Андрей Островский Вадимович