Будет ли продолжаться “Сотрудничество на море”?
Под серьезной угрозой оказались ставшие уже традиционными совместные российско-американские учения “Сотрудничество на море”. Дважды учения, носящие гуманитарный характер и подразумевающие отработку взаимодействия при оказании помощи населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий, проходили на российской территории и один раз в США, на Гавайях. Так было в 1994, 1995 и 1996 годах.
Под серьезной угрозой оказались ставшие уже традиционными совместные российско-американские учения “Сотрудничество на море”. Дважды учения, носящие гуманитарный характер и подразумевающие отработку взаимодействия при оказании помощи населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий, проходили на российской территории и один раз в США, на Гавайях. Так было в 1994, 1995 и 1996 годах.
В августе года нынешнего отряд российских кораблей должен был взять курс на Сан-Диего для проведения там четвертого этапа учений. Этого, однако, не произошло. Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Феликс Громов заявил, что из-за тяжелого финансового положения российский флот вынужден будет отказаться от участия в этих маневрах.
Понять главного военмора России легко - из-за отсутствия должного финансирования несколько месяцев назад его подчиненные - офицеры и мичманы - вынуждены были кормить свои семьи, нося пищу с камбузов боевых кораблей. Кое-кто, не выдержав государственного унижения, наложил на себя руки...
О каком океанском походе здесь можно было говорить? “Тут уж, - рассуждал, судя по всему, главком, - не до жиру...” Но правильно ли это?
Россия объективно входит в число великих держав Азиатско-Тихоокеанского региона и обречена всевозможными способами поддерживать соответствующее свое положение. Это аксиома. Дипломатическое, экономическое, культурное присутствие - вот лишь некоторые формы этой деятельности.
Немаловажную роль здесь играет и флот. Демонстрация военно-морского флага, военно-морское присутствие - без этого ни одна держава не может именоваться великой.
В этом плане флот является и действенным дипломатическим оружием. Начиная с 1990 года с помощью Тихоокеанского флота Россия уверенно зарабатывает авторитет на Дальнем Востоке. Гостями тихоокеанцев были их коллеги из Канады, США, Франции, Китая, Японии, Великобритании, Южной Кореи, Италии и Мексики. В свою очередь корабли ТОФ посещали порты Соединенных Штатов, Китая и Республики Корея.
Не стал исключением и 1997 год. Сперва ракетный крейсер “Варяг” совершил визит в Страну утренней свежести, а затем БПК “Адмирал Виноградов” посетил Японию. К слову сказать, “Виноградов” стал первым за последние сто лет военным кораблем России, посетившим Страну восходящего солнца.
Однако все это - лишь образцово-показательные выступления. Даже совместные учения по связи и маневрированию, проходившие во время этих визитов, особой пользы для боеготовности флота не дали. Другое дело - “Сотрудничество на море”. Длительный переход, напряженная программа учений - все это сделало бы честь любой стране, вызывая невольное уважение у соседей.
Масштабы данной программы не идут в сравнение ни с одними учениями подобного характера, которые проводят Соединенные Штаты с другими странами. Даже небезызвестные маневры “Партнерство ради мира”, где отделения лихо играют роль батальонов, а техника используется почти условно, выглядят достаточно бледно.
В трех этапах учений “Сотрудничество на море” с обеих сторон было задействовано 11 500 морских пехотинцев, 10 кораблей, 92 единицы различной боевой и специальной техники, около десятка вертолетов, суда и катера обеспечения. Такой размах доступен лишь сильным странам. Возможно, отказываясь от этой программы, Россия расписывается в полном бессилии?
Первый этап учений, который проходил в июне 1994 года в России - в Хасанском районе на полуострове Клерка, особой сложностью не отличался. И это объяснимо. Ведь позади были почти 40 лет холодного противостояния. Тогда человеческая сущность требовала привыкания.
На следующий год на Гавайях организаторы с обеих сторон постарались воплотить в жизнь принцип военного обучения “от простого к сложному”. Помимо привычных учений по связи и оказанию гуманитарной помощи населению на берегу, входивших в программу учений и в России, в бухте Каниоке были отработаны такие элементы боевого искусства, как пополнение запасов на ходу, оказание помощи судну, терпящему бедствие в море. Тогда аварийные партии высаживались с БПК “Адмирал Пантелеев” и крейсера “Велли Фордж”.
По словам непосредственных участников мероприятия, формализма в организации эпизодов не было, они были максимально приближены к реальным. Это позволило и россиянам, и американцам узнать друг о друге много нового.
Третий этап - в 1996 году - вновь был в России и отличался тем, что проходил в сложных метеорологических условиях. Погода устроила серьезный экзамен и людям, и технике, но военные моряки двух стран с честью с ним справились.
В те дни отдельные районы Приморья из-за ливневых дождей были буквально залиты водой, жители терпели страшные лишения. На пресс-конференции перед учениями журналисты задали организаторам вполне логичный вопрос: зачем имитировать ситуацию, когда в нескольких десятках километров она существует в реальности и требует немедленного вмешательства? Стороны ответили неловким молчанием, что можно было расценить как ответ “Команды не было”.
Уже после учений американцы заявили командованию ТОФ, что следующий этап в Сан-Диего будет еще более сложным - как по легенде, так и по реальным обстоятельствам. Но увы...
Сегодняшняя ситуация в стране загнала многих в своеобразный психологический ступор, невольно родив внутри комплекс неполноценности. Это касается и военных, которые сейчас в ходе реформирования, задержек с финансированием, испытывают особые трудности. Но это состояние носит скорее искусственный, временный характер. Эффективное использование военных по прямому назначению даже без денег “вылечит” от любой депрессии - такова уж природа человека. В этих обстоятельствах поход в Сан-Диего, напряженная работа в море и на берегу могли бы сослужить хорошую службу.
Российские моряки и морские пехотинцы в 1995 году, даже несмотря на сложное финансовое положение, поразили американцев и ратной выучкой, и мощью техники, и широтой русской души. Недаром за несколько дней “Адмирал Пантелеев” посетили семь тысяч местных жителей. Во время проведения международного военно-морского парада в честь 50-летия окончания Второй мировой войны наш корабль приветствовали тысячи американских ветеранов и почетные гости, ибо “Адмирал Пантелеев” выглядел действительно достойно.
Остается надеяться, что американцы с пониманием отнесутся к временным трудностям своих российских коллег и 1998 год станет годом продолжения российско-американского военно-морского сотрудничества.
Автор: Александр СУВАЛОВ, специально для “В”