Греф, Русский, Олимпиада!

Саммит АТЭС пройдет на Русском. Таков главный итог совещания, которое провел во вторник во Владивостоке глава Минэкономразвития РФ Герман ГРЕФ.

9 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2188 от 9 авг. 2007
8075f5c53120287b8da1a47f24102af3.jpg

И все-таки он пройдет на Русском. Таков главный итог совещания, которое провел во вторник во Владивостоке глава Минэкономразвития РФ Герман ГРЕФ.

Саммит - ничто, Владивосток - все

- Саммит АТЭС можно было бы провести в любой точке России. Для его проведения в Москве или Петербурге вообще не потребовалось бы никаких вложений, - разоткровенничался министр в начале совещания. Но все дело, оказывается, в том, что президент Владимир ПУТИН принял принципиальное и, как сейчас говорят, политическое решение пригласить лидеров стран АТЭС в 2012 году именно во Владивосток. Не развлечения ради, а «с тем, чтобы это стало поводом для развития этого прекрасного города». Может быть, поэтому Герман Греф, обычно достаточно критично относящийся к приморским (да и не только приморским) региональным властям, в этот свой приезд прямо-таки излучал благожелательность и оптимизм.

Вместе с Грефом во Владивостоке ждали министра обороны Анатолия СЕРДЮКОВА, а первоначально – еще и главу администрации президента Сергея СОБЯНИНА. Неисповедимы пути чиновничьи: единственным первым лицом оказался сам Греф. Зато с ним прилетели замглавы Росстроя (эту структуру Герман Оскарович назвал «куратором саммита») Владимир КОГАН и ряд других более или менее высоких правительственных чинов, в том числе и выходец из системы ФСО «настоящий питерец» Сергей УШАКОВ, которого президент на днях назначил своим советником, поручив заниматься именно организацией саммита.

Первым делом делегация объехала и облетела потенциальные площадки под саммит. Беспрепятственность и безопасность движения VIP-кортежа обеспечивали лично начальник краевого УВД Николай ВАЧАЕВ и главный госавтоинспектор края Юрий ОБОРИН, не считая целого легиона их подчиненных. Из Владивостока Греф отправился на Сахалин, проведя перед отлетом прямо в «воздушных воротах» города нашенского краткое совещание по вопросам реконструкции действующего владивостокского аэропорта или даже строительства нового. Но центральное совещание прошло раньше - в «Белом доме». Оно началось позже запланированного на полтора часа, зато продлилось полные два часа вместо полутора предусмотренных. Для прессы открытыми были только первые 30 минут, зато по завершении разговора Герман Греф и губернатор Сергей ДАРЬКИН вышли к микрофонам и ответили на старые вопросы о главном.

«По-хозяйски и с любовью»... построить президентскую дачу

Назвав в своем вводном слове Владивосток прекрасным городом, Греф не преминул тут же добавить ложку дегтя: «К сожалению, советский период оставил не самое лучшее архитектурное наследство. Но если сегодня по-хозяйски, с любовью поработать над архитектурой города, то вполне можно сделать его жемчужиной региона».

Затем выступил гендиректор Московского института проектирования городов ФГУП «Гипрогор» Михаил ГРУДИНИН, причем на удивление компетентно, не путаясь, как это бывает свойственно москвичам, в местных деталях.

Владение темой было видно даже из того, что он предпочитал именовать Пионерское водохранилище Седанкинским, а бухту Лазурная – Шаморой. Г-н Грудинин и рассказал участникам совещания о достоинствах и недостатках всех трех вышедших в финал вариантов проведения саммита во Владивостоке, отобранных из первоначальных семи (в их числе, например, была бухта Муравьиная под Артемом, где планируется разместить игорную зону; эту площадку забраковали из-за ее сравнительной удаленности от Владивостока – ведь согласно концепции президента саммит должен дать толчок прежде всего развитию краевого центра). На суд совещания вынесли остров Русский (а именно - полуостров Саперный, бухты Аякс и Парис), район Седанкинского водохранилища и Шамору. Главных критериев помимо упомянутого импульса два: возможность уложиться в сроки и не выйти за рамки бюджета.

По словам Михаила Грудинина, вопрос с «отправкой на дембель» военных земель Русского практически решен, и сейчас главное опасение связано со сроками строительства моста. Отсюда вытекают и инвестиционные риски. Ведь, как констатировал Грудинин, из всех объектов делового центра саммита (дороги и другая инфраструктура – это отдельная песня) федеральный бюджет готов финансировать только строительство конференц-зала. Все остальное – прерогатива частного капитала. Зато, продолжил докладчик, проведение саммита на Русском поможет развить остров и объединить его с материком. К тому же здесь можно разместить тихоокеанскую резиденцию президента России - наподобие Бочарова Ручья в Сочи. Последнее замечание вызвало особый интерес в зале, и Грудинин сообщил, что еще с 1901 года во Владивостоке на мысе Голдобина планировалось построить резиденцию для российского императора: «Землю под это держали вплоть до 1917 года». Теперь давняя идея может получить вторую жизнь (о том, что на Русском уже есть загадочный объект, неофициально называемый «путинской дачей», на совещании не вспоминали).

Второй вариант – Седанка – дешевле, но он потребует вывода водохранилища из эксплуатации и связан с экологическими рисками (здесь растут леса первой категории и действует режим водоохранной зоны). Зато, если удастся построить дорогу с полуострова Де-Фриз на полуостров Муравьева-Амурского, Владивосток сможет спокойно прирастать Надеждинским районом. Михаил Грудинин привел интересные цифры: оказывается, во Владивостоке проживает в среднем 121 человек на гектар, что превышает московскую плотность населения (на юго-западе столицы этот показатель равен 106, на северо-западе – 90, а в восточной части вообще 63)!

Наконец, Шамора: в сроки и бюджет уложиться можно, Владивосток получает вместо сегодняшнего стихийно обустраивающегося побережья цивилизованную зону отдыха. Минусы этого варианта остались за кадром – на полуслове открытая часть совещания завершилась. Но можно предположить, что недостатки третьей площадки связаны с близо-стью горностаевской свалки и Большого Камня со всеми вытекающими. Впрочем, это уже не важно ввиду того, что Шамору в итоге забраковали, как и Седанку.

Ударим депрессией по блокадному синдрому

Герман Греф - не только министр, но и умный человек. Он нечасто делает радужные заявления о светлом будущем – этим вообще больше грешат представители законодательной ветви власти (самый свежий пример – выступление зампреда Совета Федерации Светланы ОРЛОВОЙ на Тихоокеанском экономическом конгрессе, пообещавшей Владивостоку Олимпиаду в 2020 году). И тем не менее во вторник Герман Оскарович нарисовал на редкость благостную перспективу.

- Сегодня мы окончательно договорились о том, что решение о проведении саммита на острове Русском – верно, - заявил министр. По словам Грефа, строители дали ему письменные заверения в том, что, если проектирование моста на Русский начнется в этом году, к 1 января 2012-го он будет сдан. А по всем остальным параметрам «размещение объектов на острове Русском более предпочтительно». Глава Минэкономразвития заверил, что он ориентировался и на «настроения местного населения»: «Сегодня на совещании не было ни одного человека, который бы высказался в пользу строительства объектов на Седанке или на третьей площадке. Да, проектировщики исходили из того, чтобы максимально сэкономить федеральные средства, в этом ключе дешевле получается проект «Седанка». Но я уже сказал, что президент поставил перед нами задачу максимального развития Владивостока и Приморского края. В этом смысле наиболее мультипликативным эффектом обладает проект строительства на острове Русском».

На сладкое, в качестве бонуса, Герман Греф окончательно сразил владивостокцев, пообещав решить проблему не только очистных сооружений краевого центра, но и водоснабжения: «Мы понимаем, что такое для жителей Владивостока вода. Сегодня у вас есть некий блокадный синдром: как у нас в Петербурге люди относятся к хлебу, так у вас - к питьевой воде… Точно знаю, что к 2012 году все проблемы с обеспечением водой Владивостока уйдут в прошлое». Сергей Дарькин объяснил, каким образом: в новой редакции федеральной целевой программы развития ДВФО и Забайкалья значится реанимация строительства Пушкинской депрессии, для чего предусмотрено 8 млрд. рублей. «Срок окончания – 2011 год, причем этот проект обусловлен не саммитом АТЭС, а тем, что города первой категории должны иметь альтернативные источники водоснабжения», - говорит Сергей Дарькин.

Напоследок Герман Греф выразил даже не надежду, а уверенность в том, что Русский превратится в курорт, куда будут приезжать толпы российских и иностранных туристов. Правда, собственный загар в этом сезоне министр, по его словам, получил за границей – в Крыму. Но после 2012 года, заверил Греф, «все будем отдыхать на Русском». Тем более что, по его словам, развитие Дальнего Востока обсуждается на совещаниях у президента Путина если не еженедельно, то «раз в две недели – это точно»: «Сегодня ваша жизнь находится в центре нашего внимания, и если говорить о самых приоритетных проектах, то их два: это Сочи-2014 и Владивосток-2012. У вас такая мини-олимпиада. Хотя я ее и не назвал бы «мини»: сроки реализации более жесткие. Для Владивостока это такая же олимпиада!».

Дело, как говорится, за малым. Чтобы в сентябре Россия не забыла подать в Сиднее официальную заявку на проведение саммита АТЭС-2012 во Владивостоке и чтобы эта заявка была поддержана международным секретариатом данной организации.

Автор: Василий Авченко Олегович