Нет больше далеких окраин. Задачи первого авиаотряда Приморья

«Для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты, грузов, производства аэрофотосъемки и иных задач» - так значились цели создания российского общества любителей авиации «Добролет

20 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2178 от 20 июль 2007
7f0c1833f4558ae58c862b52a2021c4c.jpg

«Для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты, грузов, производства аэрофотосъемки и иных задач» - так значились цели создания российского общества любителей авиации «Добролет» в 1923 году.

В 1925 году молодой воздушный флот страны Советов планирует соединить «окраины страны» с помощью первых линий, одна из них: Москва – Владивосток.

А между тем развитие Дальнего Востока требовало активного участия молодой советской авиации. В газете «Красная звезда» сообщалось: решено организовать летом 1927 года экспедицию на самолете для посещения острова Врангеля, уяснения условий размещения экспедиции, оказания помощи и для того, чтобы забрать богатые плоды годовой охоты. Еще одна цель этих полетов – выполнить наиболее интересную, с научной точки зрения, часть экспедиции – обследовать область Ледовитого океана в районе 300-400 км к северо-востоку от Врангеля «для обнаружения таинственной суши».

Но главная задача для молодой авиации Приморья – это перевозка технических, почтовых грузов и пассажиров. Первый технический рейс с грузом по маршруту Хабаровск – Иман – Вторая Речка был совершен на гидросамолете в августе 1932 года. Было преодолено 670 километров за 4,5 летных часа. Во Владивосток доставлены 3 тысячи экземпляров газеты «Тихоокеанская звезда», 50 кг центральных изданий и 100 кг спешной почты. Этим рейсом открылось регулярное воздушное пассажирское и почтовое сообщение между Владивостоком и Хабаровском.

А первое пассажирское сообщение было налажено между Хабаровском и Владивостоком 2 сентября 1932 года. Помимо традиционного почтового груза самолет доставил четырех пассажиров. Через месяц впервые произведена воздушная рыборазведка на двух гидролетах на побережье от Владивостока до Пластуна.

Газета «Красное знамя» писала в то время: «Регулярные рейсы самолетов должны связать Владивосток с Камчаткой, Сахалином, самыми отдаленными пунктами Приморья, тем самым способствуя их культурному и экономическому росту. Самолет должен сыграть большую роль в сельскохозяйственных работах в Ханкайском, Суйфунском, Спасском, Арсеньевском и других районах, в борьбе с вредителями, в аэроразведке, на путине, охране лесных богатств, в частности, в борьбе с лесными пожарами, которые нередко свирепствуют в лесах Дальнего Востока. А в Приханкайской низменности, как и в других местах, имеются громадные площади лучшего леса. Разведка хода рыбы, изучение недр, флоры и фауны нашей области могут успешно выполняться самолетами».

В январе 1933 года была создана санитарная авиация Приморья – в распоряжении медиков находился один самолет, который доставлял больных из отдаленных районов края во Владивосток.

Из воспоминаний штурмана Виктора Теодоровича: «Аэропорт тогда представлял собой небольшое летное поле в Озерных Ключах, на краю – небольшая рубленая бревенчататя избушка, а вокруг тайга. Самолетный парк: «По-2» - 10 единиц, «Р-5» – 1 единица. После Москвы стало даже немного не по себе. Куда это, думаю, меня занесло? Но начал летать, познакомился с людьми и навсегда полюбил этот край».

По материалам книги «Гражданская авиация Приморья. Из века в век».

Автор: Служба по связям с общественностью ОАО «Владивосток Авиа»