Домашнее насилие: уголовное дело или семейная драма?

Дайан Пост - юрист из США, город Финикс, штат Аризона, считается у себя на родине признанным специалистом по проблемам насилия в семье. Но цена за решение чужих семейных проблем заплачена немалая: у самой Дайан собственной семьи нет...

3 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2167 от 3 июль 2007
62c0cafae0e7d741dc340ecf80a8780e.jpg


Дайан Пост - юрист из США, город Финикс, штат Аризона, считается у себя на родине признанным специалистом по проблемам насилия в семье. Но цена за решение чужих семейных проблем заплачена немалая: у самой Дайан собственной семьи нет. Время, которое у обычных людей уходит на семейную жизнь, она тратит на работу. 27 июня по инициативе Адвокатской палаты Приморского края (АППК) и Американской ассоциации юристов (ABA) во Владивостоке состоялся «круглый стол», на котором российские и американские специалисты по праву обсуждали проблему семейного насилия.

Обыденность противостояния «муж-жена»

Эта проблема приобрела серьезный размах, но представители органов власти неохотно берутся за подобные дела. В России, например, большинство дел, касающихся домашнего насилия, не только не доходит до суда, но даже не особо активно рассматривается милицией. В других странах ситуация немного лучше, но в обществе до сих пор бытует мнение, что любая проблема должна решаться между членами и внутри самой семьи.


Российские и американские специалисты по праву выясняли, насколько эффективно может работать закон в решении проблемы домашнего насилия. Присутствующие адвокаты обозначили и ряд других проблем, с которыми они сталкиваются при ведении подобных уголовных дел. Прежде всего насилие в семье является латентным, то есть скрытым, преступлением, так как жертвы в большинстве случаев боятся обращаться в милицию, прокуратуру или суд. Правда, как рассказала Арина ХИТРИНА, юрист владивостокского офиса ABA, согласно социологическим исследованиям - от 50 до 65 процентов опрошенных женщин сообщают, что подвергались физическому насилию со стороны супруга. Количество жертв (в процентном отношении) примерно одинаково и в США, и в России.

Другой проблемой является неспособность жертвы оплачивать услуги адвоката, и дальше консультации обычно дело не заходит. Еще одна проблема - это нежелание милиции заниматься вопросами семейного характера; зачастую ее представители заявляют жертвам насилия, что все образуется и завтра они посмотрят на эту ситуацию с другой стороны.

Женщина имеет право

Дайан Пост рассказала, что в начале 1970-х годов в Америке наблюдалась похожая ситуация. Считалось, что противоречия в семье не должны быть достоянием общественности. Однако несколько громких дел постепенно изменили это мнение. Всем стало ясно, что если речь идет о столкновении мужчины и женщины, то представительницы слабого пола в любом случае будут уступать в силе сопернику. В 1973 году Соединенные Штаты были потрясены громким делом, суть которого заключалась в том, что некий мужчина, сбежавший из исправительного учреждения, ворвался в дом к женщине, у которой была сломана нога. Понимая всю опасность своего положения, женщина, не раздумывая, достала ружье и выстрелила во взломщика. Мужчина скончался. После судебного разбирательства женщину оправдали. Как пояснила Дайан, присяжные расценили реальные силы противников и пришли к выводу, что в этой схватке женщина бы проиграла. С этого момента отношение американцев к проблеме стало меняться. Однако еще в конце 1980-х годов положение было таковым: если представители полиции видели, что женщину бьют на улице, то они немедленно реагировали и арестовывали виновного, но если это происходило дома между мужем и женой, то они даже не всегда приезжали на вызов. Кардинальное изменение ситуации произошло в начале 1990-х годов, когда в США появились защитные ордера, которые давались потерпевшему в супружеской паре. Судья обязан был рассмотреть этот вопрос в течение дня и вынести свое решение. Более 30 лет юристы США боролись за открытость и общественную значимость вопроса насилия в семье, а также дискриминацию женщин по половому признаку.

Еще один показательный случай от Дайан. Она занималась делом русской жены одного американца. Муж регулярно избивал не только ее, но и двоих детей. Однако в конце концов суд вынес несколько странное решение: детей отдали не матери, а отцу, потому что судебная практика в США такова - мать-иностранка при разводе лишается любых прав на своих детей.

Тоска по «партийному разбору»

Высказали свое мнение и присутствовавшие на мероприятии два члена Совета адвокатской палаты края Инна ЖИДКОВА и Владимир ДРОЗДОВ. Например, Инна Жидкова считает, что в России ситуация с домашним насилием складывается наоборот: от лучшего к худшему.


Инна Жидкова, адвокат:
- Вспомним советские времена, когда в партийный комитет вызывали провинившегося мужа и проводили с ним общественную работу. Сейчас этого (и никакого иного) института «партийной профилактики» нет и некому смотреть за этими вопросами. Хотя совершенно понятно, что проблемой нужно заниматься всерьез.

Владимир Дроздов, адвокат:
- Нам надо перенимать опыт американских юристов, которые боролись за рассмотрение каждого такого дела в суде и в короткие сроки. В России же практически все дела, касающиеся насилия в семье, рассматриваются очень долго, что приводит к потере актуальности решаемого вопроса. Кроме того, все статьи, так или иначе связанные с домашним насилием, плохо работают на практике.

Автор: Евгения Левада