110 взглядов на Приморье. Подведены итоги школьного конкурса рефератов «Россия – земля соборная»
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать их оной есть постыдное малодушие». Эти пушкинские строки приводят в своих работах многие участники краевого конкурса рефератов «Россия - земля соборная».
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать их оной есть постыдное малодушие». Эти пушкинские строки приводят в своих работах многие участники краевого конкурса рефератов «Россия - земля соборная».
Организаторы конкурса - Приморский институт переподготовки и повышения квалификации и общественные организации Приморья предложили школьникам на примере их района, города, поселка, села показать, что в них отражена многонациональность и соборность той земли, которая носит имя Россия.
На конкурс поступило более 110 работ юных соискателей. В основном это исследования, посвященные темам конкурса - «Мой народ на моей земле» и «Мой народ - мои песни».
Все они заслуживают самой высокой оценки. Лучшими признаны две работы (организаторам пришлось готовить для награждения два первых приза): Ольги Пельменевой из дальнереченской школы № 4 и Никиты Сопова, ученика школы села Новоселище Ханкайского района. Каждая рассказывает об истории семьи. Реферату девятиклассницы Татьяны Бородиной из владивостокской школы № 58 «Коренные малочисленные народы Приморского края: проблемы и перспективы» присуждено второе место. Интересны приложения к реферату: карта расселения этих народностей, цветные репродукции фотографий традиционной одежды и предметов быта.
Третье место заняло исследование истории гарнизонной церкви «Нерукотворного образа Христа Спасителя» станции Иман ученицы дальнереченской школы № 6 Наташи Сучковой.
Лучшим из представленных на конкурс работ в историко-краеведческом плане советом краевого отделения Общества охраны памятников и культуры признан реферат Альбины Щербак из Лучегорска, посвященный Пожарскому району, его природе и истории.
Рефераты девятиклассницы Юли Фатхутдиновой из Спасска-Дальнего и восьмиклассницы Маши Дударовой из Дальнереченска посвящены истории спецпереселенцев: немцев Поволжья и их депортации на Дальний Восток. Обе работы отмечены грамотами и подарками немецкой диаспоры.
О жизни в нашем крае татар интересно рассказали ученица 11-го класса школы № 3 Ксения Гелимханова из Дальнереченска и девятиклассница Юля Кондратьева из школы поселка Оленевод. Работа Ксении посвящена истории семьи, которая для нее начинается с прадеда, погибшего под Сталинградом. Автор второй работы интересно рассказывает об истории татарского народа, его обычаях и о национальном празднике «Сабантуй». Кстати, в Приморье впервые этот праздник проходил 70 лет назад - 6 июня 1937 года в городе Партизанске (Сучане).
Дальнереченские десятиклассницы: Жанна Хафизова из школы № 2 и лицеистка Даша Герасимова старательно изучили свои родословные. Жанна прослеживает свой род с Терентия Калугина, родившегося в посту Посьет в 1865 году. Предки Даши прибыли в Приморье на пароходе Добровольного флота в 1866 году. На фотографиях, приложенных к работам, прапрадеды в мундирах сибирских полков либо уссурийских казаков.
А вот родословное древо одиннадцатиклассницы-лицеистки Юли Пигулиной «невысокое»: она только третье колено в этом русско-литовском роду. И большая часть работы посвящена деду Константину Александровичу. Девушке очень хотелось, чтобы о нем, самом лучшем на свете дедушке, узнало как можно больше людей. Приложение к реферату занимает две трети. Здесь и институтский диплом (1939 год ), и орденские книжки, и цветные фотографии орденов и медалей, которыми он был награжден, фотографии военной поры. На одной офицер с «кубарями» инженер-лейтенанта в петлицах, на другой - три звездочки на погонах. И послевоенный - две звезды подполковника. Ты права, Юля! Таким дедом можно гордиться.
Интересна работа «Фольклор Дальнеречья» ученика дальнереченской школы № 4 Алексея Вороного. По долине Имана и среднего течения Уссури прошло несколько волн переселенцев. Кто-то не задержался на новом месте и пошел дальше в поисках лучшей жизни, а многие оставались, строили дома, осваивали приморскую землю. И соседствовали станица выходцев с Дона и деревня переселенцев из Белоруссии. «И, - как пишет автор, - стекались на дальнереченскую землю песни Дона, Урала, Енисея, Днепра, Волги, Камы, смоленских лесов, бессарабских степей, черниговских деревень».
Особо хочется остановиться на двух работах школьников. Это рефераты Ани Самойленко из школы № 54 Владивостока и лицеиста Дениса Порошина из Дальнереченска. Первая работа названа автором: «Нужна ли война в Чечне?». Погиб молодой солдат, единственный сын, бывший ученик ее школы. Искренне, без ненужного надрыва рассказывается о горе мамы погибшего. Сколько справедливых упреков автор хотела бы бросить в адрес властей, которые никак не реагируют на законные просьбы родных погибшего.
Исследование Дениса посвящено истории своего рода, в котором прадед, дед и отец вынуждены были оставлять свою мирную профессию и Родину защищать. Отец Дениса, военный медик, ушел на необъявленную войну в Чечне 9 мая 2000 года. Из Ханкалы он пишет жене и сыну: «Сыночек, лучик ты мой тепленький, ждите меня, я скоро вернусь». Военный медик Порошин погиб при выполнении служебного долга, посмертно награжден орденом Мужества и похоронен на Аллее Героев в Дальнереченске.
Внимательно прочитаны все 110 рефератов, написанных приморскими школьниками. Содержание разное, но во всех угадывается вопрос к нам, взрослым. Если вы так много знаете, то почему мы так живем? Не знаю, как на него ответят мамы, папы, дедушки и бабушки. Я же могу только повторить слова из чеховской пьесы: «…кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!»
Автор: Юрий ФИЛАТОВ