Мертвые с косами. Детям до 15 «Панночка» не рекомендуется

Во Владивостоке наконец-то обратились к драматургии Нины Садур. Дипломным спектаклем четверокурсников академии искусств (мастерская заслуженного деятеля искусств, главного режиссера Приморского театра кукол Виктора Бусаренко) станет «Панночка». Та самая.

16 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2112 от 16 март 2007
85cf267cca1da78668a91658bd60395c.jpg

- Софьюшка, девочка, нет-нет, так нельзя, ты ж не в кроватке утром просыпаешься, ты из гроба встаешь! Медленно, потихоньку… И чтобы каждое движение, каждый жест говорили сами за себя! - и, послушная этим словам, юная белокурая красавица в саване в который раз ложится обратно в гроб. Через минуту она снова встанет, чтобы до хрипоты испугать бурсака Хому Брута, оставленного на ночь в церкви, дабы отпел безвременно ушедшую панночку…

Да. Во Владивостоке наконец-то обратились к драматургии Нины Садур. Дипломным спектаклем четверокурсников академии искусств (мастерская заслуженного деятеля искусств, главного режиссера Приморского театра кукол Виктора Бусаренко) станет «Панночка». Та самая. По повести «Вий» Гоголя.

Репетиции в самом разгаре. Премьера состоится 24 марта.

- Мы обозначили жанр спектакля как мистический триллер, - говорит Виктор Васильевич, выступающий также в роли режиссера-постановщика «Панночки». - Давней моей мечтой была эта постановка. Моей любимой пьесы моего любимого автора.

Медленно, словно влекомый неведомой силой, взмывает в воздух гроб. В ужасе, не сводя с него затравленного взгляда, съеживается внутри «антибесовского» круга Хома Брут. И шепчет, шепчет скороговоркой молитвы, и веря, и не веря в возможность спасения…

- «Панночка» внесла в привычный и знакомый, классический, можно сказать, сюжет «Вия» философскую, трагикомическую ноту, - говорит Виктор Бусаренко. - Замечательна эта пьеса и ролями, в которых можно занять почти всех студентов курса. Хома Брут - Александр Кузнецов, Панночка - Светлана Титова и Софья Кулешова, Хвеська - Татьяна Белова.

Спектакль решен в манере классического психологического театра с явными элементами гоголевской фантастики. Но сравнивать его со знаменитым фильмом не следует. У пьесы Нины Садур иные задачи. Более глубокие.

- Это не площадной театр, не балаган, - поясняет режиссер. - Драматургия Садур больше всего направлена на раскрытие внутренней жизни артиста. Может, поэтому студентам, которые с энтузиазмом отнеслись к выбору пьесы, порой нелегко выполнить требования и автора, и мои…

Интересно, что именно молодые актеры попросили Виктора Бусаренко испросить на постановку «Панночки» благословения со стороны православной церкви.

- Мы обратились к одному из священников, с которым меня связывают дружеские отношения, - говорит Виктор Бусаренко. - Он попросил сначала почитать пьесу. Уверен, что благословение получим, потому что она - с точки зрения духовной - несет большой положительный заряд. Герой побеждает зло, изгоняет его из мира, жертвуя собой. Нина Садур не зря ввела в пьесу тему младенца Христа, Спасителя, к которому Хома обращается за поддержкой.

В «Панночке» нет озорного любования бесовщиной, сам образ Панночки, скорее, метафора, символ черного, разрушительного начала, которое человек может преодолеть только за счет своего духовного подвижничества. И герой проходит короткий по времени, но огромный, емкий с духовной точки зрения путь от легкомысленного и не очень глубокого человека до философа, осознавшего всю сложность и неодномерность жизни. Если говорить о зерне спектакля, оно нами так сформулировано: трагическая изнанка прекрасной жизни. Тут все слова одинаково важны. Жизнь прекрасна - с этого начинается спектакль, это утверждается всем ходом действия. Но есть и другая сторона, и к ней тоже надо быть готовым, достойно встретить трагедию, которая неминуема для каждого…

На сцене горят свечи… Люди в черном - безмолвные персонажи - зажигают их. И окутывается таинственным сумраком церковь, где читает молитвы над телом ведьмы несчастный Хома…

- Мы понимаем, что в «Вие» без спецэффектов не обойтись, - улыбается Виктор Бусаренко. - Поэтому будут световые, музыкальные эффекты, будут и простые, незамысловатые, но крайне интересные театральные фокусы. Но все это имеет второстепенное значение, главное - то, что происходит с героями, их внутренний путь.

Постановка рассчитана на взрослых. Категорически не рекомендую приводить детей до 15 лет. Не потому, что им будет страшно, а потому, что они просто в силу возраста сосредоточатся на комедийной стороне спектакля и не поймут философской сути…

Надеюсь, точнее, уверен, что «Панночка» не станет разовым спектаклем, на сцене театра кукол мы будем играть ее минимум раз в месяц, а дипломные спектакли как таковые пройдут в конце июня.