Автобизнес угодил в «сетку». Тарифную
На днях Pravto.Ru – одна из крупнейших компаний, занимающихся поставкой подержанных японских автомобилей в российские города, сообщила о том, что с 23 февраля железная дорога подняла тарифы на перевозку автомобилей «сетками» (так называют специализированн
Запрет на перевозку автомобилей почтово-багажными вагонами и «ракетовозами» («В» рассказывал об этом в номере за 27 февраля) оказался не единственной плохой новостью для представителей соответствующей сферы бизнеса и их клиентов. На днях Pravto.Ru – одна из крупнейших компаний, занимающихся поставкой подержанных японских автомобилей в российские города, сообщила о том, что с 23 февраля железная дорога подняла тарифы на перевозку автомобилей «сетками» (так называют специализированные вагоны-автомобилевозы).
По данным этой компании, стоимость перевозки так называемого стандартного автомобиля (не джипа или микроавтобуса, а условной машины средних габаритов) по Транссибирской магистрали от Владивостока до Москвы выросла на 11 тысяч рублей, составив 54500 руб. «Учитывая тот факт, что возможность данной ситуации внятно описана в договорах поставки, каждый из клиентов, автомобили которым куплены уже по факту, стоят в Японии, пребывают на СВХ и не отправлены до настоящего дня из Владивостока, получит соответствующее дополнительное соглашение об удорожании стоимости поставки на 11 тысяч рублей. Спасибо за понимание», - сообщили в компании Pravto.Ru.
Очевидно, что решение об увеличении тарифов прямо связано с введенным с начала 2007 года запретом перевозить автомобили по железной дороге почтово-багажными вагонами и «ракетовозами», многие из которых находятся в частных руках. Вплоть до середины февраля связанные с автобизнесом люди ожидали, что этот приказ отменят, однако недавно первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов подтвердил, что отныне перевозить автомобили можно будет только в специально предназначенных для этого вагонах, то есть «сетках». Перенаправив поток перевозимых на запад автомобилей с ПБВ и «ракетовозов» на принадлежащие самой железной дороге «сетки», ОАО «РЖД» отреагировало в том числе и на уменьшение этого потока, вызванное запретом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на импорт праворульных автомобилей. Повышение тарифов закономерно стало следующим шагом: если раньше существовала более дешевая альтернатива в виде тех же ПБВ и «ракет», то сейчас ее нет. Складывается практически монопольный рынок перевозок, участники которого вынуждены платить столько, сколько от них потребуют. Деваться-то все равно некуда, если не считать перегона автомобилей своим ходом от дальневосточных портов. Но «самоход» - занятие отнюдь не дешевое и довольно рискованное: на трассах орудуют рэкетиры, а на участке «федеральной» потемкинской магистрали Чита - Хабаровск кое-где дорога вообще отсутствует…
Уже сегодня в среде автобизнесменов идут разговоры о поиске обходных путей – вплоть до переориентации на «финское направление», смещения приоритетов в сторону японских машин из Сингапура и т. п. Естественно, речь идет не о тех машинах, которые ввозятся в Приморье для внутреннего использования, а о тех, которые от нас идут в центральные регионы России. То есть Приморский край с его хваленым геополитическим положением и завидными транзитными перспективами может быть просто выключен из игры, оставлен за скобками бизнеса. И все это происходит на фоне продолжающихся который год разговоров о необходимости увеличения загрузки Транссиба, опасности конкуренции со стороны китайского «шелкового пути» и т. д. Похоже, на деле единственным доступным способом развития Транссибирской магистрали до сих пор остается повышение тарифов.
Более того, ОАО «РЖД», не ограничиваясь вышеуказанными мерами, намерено по максимуму замкнуть на свои же структуры рынок перевозки автомобилей по железной дороге. В середине января было создано совместное предприятие РЖД и «ТрансГрупп АС» под названием ОАО «РейлТрансАвто». Именно ему теперь будет дан «зеленый свет» на перевозку автомобилей по Транссибу.
Формально этому новому перевозчику пошло бы только на пользу увеличение потока автомобилей, однако де-факто происходящее сегодня можно расценивать как очередную попытку перекрыть кислород автобизнесу, в том числе и приморскому. Эти попытки в последнее время исходят от самых разных государственных чиновников и структур - можно вспомнить и неослабевающее желание отдельных сенаторов запретить правый руль, и последние инициативы Дальневосточного таможенного управления, направленные на удорожание «конструкторов». Политика ОАО «РЖД», на 100 проц. принадлежащего государству, вполне соответствует этому общему направлению.
Автор: Василий Авченко Олегович